«Возможности «МАЗ-СПОРТавто» в разы скромнее «КАМАЗ-мастер», но мы побеждаем их». Интервью Сергея Вязовича

Лидер «МАЗ-СПОРТавто» и чемпион ралли «Шелковый путь» Сергей Вязович — о подготовке к гонке и потерянных деньгах. До старта международного ралли «Шелковый путь» остается чуть меньше месяца. На базе действующего победителя гонки в грузовом зачете «МАЗ-СПОРТавто» в Минске никакой суеты, а руководитель и пилот команды Сергей Вязович встречает корреспондентов «Матч ТВ» в гражданской одежде — в брюках и белой рубашке. В день нашего приезда (6 июня) знаменитый гонщик находился в своем офисе. — Сергей, мы думали, что застанем вас в боксах, которые хотели посетить очень и очень давно. Покажите свои владения? — У нас все очень скромно, — улыбаясь, смущенно говорит Вязович. — Но если хотите, пойдемте на экскурсию. Только учтите, наша территория скромнее, чем ваши ожидания. Хорошо, что скоро откроем новое помещение, будет посвободнее для работы. Выходим на улицу через большой и просторный бокс, в котором идут строительные работы. В новом здании с потолками метров шести выделяются панорамные окна почти в пол и спортивный грузовик, который загнали с улицы после заливки пола. По соседству — небольшое помещение, напоминающее скорее автомастерскую на окраине небольшого городка. Это и есть база «МАЗ-СПОРТавто», одного из лидеров мировых ралли-рейдов. — По сравнению с «КАМАЗ-мастер» вы бедные родственники, — шутим мы, оглядывая рабочее пространство минского коллектива. — Рады тому, что имеем. Хотя вы правы: живем скромно, но стараемся развиваться. Даже в таких условиях команда впервые в истории выиграла «Шелковый путь», занимала призовые места на «Дакаре». Наши возможности в несколько раз скромнее коллег из «КАМАЗа», как финансовые, так и человеческие, но мы навязываем конкуренцию и побеждаем их. А это дорогого стоит, — не без должной гордости за команду отметил Вязович. Напоследок Сергей показывает экспонаты для будущего (желание у команды есть, но нет возможностей) музея — побеждавший в соревнованиях по триалу и ставший серебряным призером «Дакара» грузовики. Дальше — разговор о предстоящей летней гонке, которая состоится в России и Монголии 5–15 июля. — В какой степени готовности находится команда? Какими будут составы экипажей на гонку? — Планируем отправить три экипажа под управлением Сергея Вязовича, Алексея Вишневского и Виталия Мурылёва. По механикам и штурманам решение примем позднее. Мы еще в процессе, весенний график в чемпионате России выдался очень плотным, и времени на подготовку к гонке осталось мало. Работа не останавливается, она идет ежедневно, и пока мы не достигли той готовности, которая позволяет отправить машины на старт ралли в Томск. — Для Александра Василевского карьера спортивного пилота завершена? Все чаще мы видим его в роли механика. — Решения о завершении карьеры никто не принимал. Когда команда в 2021 году попала под ограничения Евросоюза, мы совместно решили: если еще поедем «Дакар», то Саша будет выступать, тем более мы с ним остановились на отметке в 9 гонок на «Дакаре» у каждого, и ему было бы красиво закончить после юбилейного старта. Пока нет «Дакара», наше решение остается в силе, и сейчас Александр Василевский помогает команде в подготовке новых экипажей. А ездить по этапам чемпионата России в основном составе и не давать возможности расти молодым экипажам было бы не совсем правильно. Много раз говорил, что в Республике Беларусь у нас отсутствует возможность проводить тренировки — просто нет свободных территорий, где можно было бы проехать полноценные тесты. Поэтому единственный выход — участвовать в российских гонках и набираться опыта там. Получится ли вернуться на «Дакар»? Никто не знает. Мы бы очень хотели, чтобы у Саши состоялся десятый «Дакар» в карьере. — Но без наката тоже непросто будет сохранить боевую форму. Верно? — Хороший вопрос, на который пока нет ответа. — На тестах он садится за руль? — В этом году пока не садился. *** — Удалось ли разрешить финансовый вопрос с организаторами «Дакара»? — Нет. Понимая, что Минский автомобильный завод под санкциями, в 2021 году наша федерация взяла на себя роль заявителя команды на гонку и плательщика взносов. К сожалению, ответ A.S.O. таков: «Мы подозреваем, что в случае возврата деньги будут зачислены на счет предприятия, которое находится под санкциями, и готовы вернуть их только тогда, когда МАЗ выйдет из-под ограничений». — Судебный процесс? — Судебный процесс мы не начинали. Думаю, что в сегодняшних реалиях политической системы это выброшенные на ветер деньги. Вряд ли найдется человек, который поверит в справедливое решение европейских судов в отношении Беларуси. — Сумма исчисляется сотнями тысяч евро? — Она достаточно внушительная. — Как федерация относится к этому? — Прискорбно. *** — На «Шелковый путь» вам предстоит добираться до Томска своим ходом. Есть ли в этом плане сложности? — Единственное, нам нужно выехать чуть раньше, чем нашим соперникам. Соответственно, и времени на подготовку будет меньше. Сама команда полетит самолетом, техника будет доставлена по дорогам общего пользования — это займет где-то неделю. Проблемы в этом не вижу. — С учетом отсутствия тестов на экипажах ранний отъезд не скажется? — Не скажется. Но пока и не на чем тренироваться. Техника находится в частично разобранном состоянии. В июле нам предстоит очень ответственный старт, ребята уделяют повышенное внимание всем деталям — мелочей на «Шелковом пути» не бывает. — За дни после презентации маршрута удалось ли изучить его подробнее? — Как раз на столе лежат наброски. Много времени этому вопросу не отводим, чтобы не перегореть до старта. На сегодняшний день мы имеем отличный грузовик, довольно опытные экипажи, особенно мой и Вишневского, которые способны справиться с любой сложностью маршрута. Самое сложное — это протяженность ралли и особенности марафонского этапа. Учитывая эти факторы, необходимо выработать правильную тактику на начало гонки. Говорить о тактических построениях на все дни ралли нет смысла, потому что после нескольких этапов внесение корректировок в тактику происходит ежедневно. Сейчас больше думаем, как проехать российскую часть «Шелкового пути», она будет довольно короткой с более раллийным рельефом. Дальше — каменистые, песчаные и быстрые участки в Монголии. И тут возникает дилемма: как начинать марафон — с атакующего стиля или сберегающего? — В раздумьях? — По-честному, в песках мы должны иметь более слабую позицию по отношению к «КАМАЗ-мастер», потому что у них больше опыта, больше тренировок. Знаю, что ребята сейчас устроили сбор в ОАЭ, тогда как у нас такой возможности нет. Поэтому один из вариантов — со старта создавать временной гандикап, которым можно будет пользоваться в конце гонки. Но для этого надо рисковать. А если рисковать, то велик шанс совершить ошибку и подарить сопернику возможность удерживать свой результат со старта до финиша. А чтобы заставить опытных россиян ошибаться, нужно быть в турнирной таблице на расстоянии нескольких минут — только так создается напряжение, которое может привести к их ошибкам. Вот вам несколько видов тактики, и какую из них выбрать — я не знаю (разводит руки в стороны). На 10-дневном маршруте у нас есть слабые и сильные места. Думаем обо всем. И не собираемся раскрывать все карты. *** — Марафонский этап будет закрывающим в гонке. Дополнительная сложность? — Да. Важно правильно распределить свои силы. Этапы в районе 400 км нас не пугают, мы их ездили много раз. Мы будем использовать шины белорусского производителя, надеюсь, это станет преимуществом для нас на камнях и быстрых жарких дорогах. Знаю, что у ребят из Набережных Челнов нет возможности получать новые партии покрышек Goodyear, уверен, что они используют в гонках колеса из поставок двух-трехлетней давности. Так что свежая резина должна стать нашим плюсом в гонке. Если расставлять акцент на всю гонку, то выделю опытные экипажи наших соперников. Да, Богдан Каримов показывает в этом году хорошую скорость, но на коротких участках. И они даются ему физически тяжело — он выходит из кабины вымотанным. А когда пойдут спецучастки в 400 и больше километров, основную опасность для нас, думаю, будут представлять экипажи Димы Сотникова, Эдуарда Николаева, Андрея Каргинова — тех, кто уже имеет опыт разложить свои силы на весь марафон. Желаю успеха Богдану, но он будет в самом сложном положении среди своих коллег. — Вы лидер команды, человек, который задает темп. Чувствуете ли, что у того же Мурылева есть желание отодвинуть вас на второй план? — Я только приветствую это. Виталик по характеру настоящий спортсмен, и на сегодняшний день он хочет большего, чем может сделать. Это хорошо, чем-то напоминает мои амбиции. Но для команды это порой играет отрицательную роль в плане итогового результата. У Виталика хорошая скорость, хороший автомобиль, но где-то чуть-чуть не хватает опыта, чтобы распознать одно-два сложных места на этапе, чтобы не получить каких-то проблем. На тренировочных и тестовых днях как раз над этим и работаем с ребятами, чтобы они могли приблизиться или обойти меня по темпу. В любом случае, время идет, и передавать опыт просто необходимо. На тренировках меняемся экипажами, изучаем записи из кабины. Скажу честно: на моей стороне пока только опыт, а есть моменты, когда ребята едут быстрее, чем я. Но распознавание рельефа и опасностей на трассе назову своим козырем. Я лучше проеду сложный и опасный участок чуть медленнее, но уеду от них в других местах. Там же, где идет чистый пилотаж, Алексей Вишневский и Виталий Мурылёв показывают скорость не ниже, чем у меня. Уверен, будь у нас «Дакар», участие в нем играло бы для них огромную роль в росте — эти две недели в январе сопоставимы с опытом, получаемым за весь сезон на чемпионате России. И в то время, когда участвовали в «Дакаре», не было полугодового простоя, что тоже важно. — Дед Мороз может исполнить только одно желание на Новый год. Что вы загадали для команды, какие ресурсы хотели бы получить? — Чем богаты, тому и рады. Из ресурсов у нас есть почти все, что нужно для развития. Так что я пожелал бы просто удачи в этом високосном году. Для нас 2024-й начался сложно, хочется, чтобы вернулась удача и ребята проехали весь «Шелковый путь» без единой остановки на трассе.

«Возможности «МАЗ-СПОРТавто» в разы скромнее «КАМАЗ-мастер», но мы побеждаем их». Интервью Сергея Вязовича
© Матч ТВ