Гран При Бельгии: Трасса и статистика
FORMULA 1 ROLEX BELGIAN GRAND PRIX 2024 Дата Трасса Длина круга Кругов Дистанция 26-28/07/2024 Спа 7004 м 44 308.052 км Официальный сайт Гонщики не любят отвечать на дежурные вопросы, и лишь один всегда вызывает блеск в глазах: «Любимая трасса? Конечно, Спа!» Подобного единодушия не вызывают ультрасовременные автодромы – красивые, удобные, безопасные, но очень похожие. В Спа сложно настроить машину, в любую минуту может испортиться погода, а почти незаметная ошибка подчас влияет на скорость прохождения поворота в полутора километрах от места, где она была допущена. В характере бельгийской трассы есть что-то неуловимое, что заставляет учащенно биться сердце, бороться до конца. 18 июня 1950 года Хуан-Мануэль Фанхио стал первым победителем Гран При Бельгии, проехав 35 кругов по 14-километровой трассе. Общая дистанция гонки составила 494 километра, и это не предел – организаторы добавили круг, и дистанция выросла до 508,3 км. Победивший в 1952-м Альберто Аскари преодолел это расстояние за три часа и три минуты. Обеспечить безопасность на столь протяженной трассе невозможно. Оперативной связи на всей дистанции не было, с момента аварии до приезда медиков порой проходило несколько десятков минут. 12 июня 1966 года это чуть не стоило жизни Джеки Стюарту – он вылетел на мокром асфальте, врезался в столб и почти полчаса был заблокирован в поврежденной машине. Коллегам пришлось вытаскивать получившего травмы гонщика с помощью подручных средств, но и тогда организаторы не стали ничего менять – до 1970 года Гран При Бельгии проходил на 14-километровой трассе. В 1971 году этап не проводился, в 1972-м переехал в Нивель, потом обосновался в Зольдере, а в Спа затеяли глобальную перестройку. Рассмотрев несколько проектов, выбрали, как оказалось, самый удачный – в 1979-м всё было готово. Интересные повороты остались, но теперь конфигурация соответствовала стандартам безопасности. В Формулу 1 пришли большие деньги, и обновлённый автодром им вполне соответствовал. С 1985 года Гран При Бельгии проходил в Спа, кроме 2003-го и 2006-го. В 2003-м трассу исключили из-за досрочного запрета на табачную рекламу, принятого властями Бельгии – и команды не смогли договориться со спонсорами о гонке без логотипов. В 2006-м гонку снова исключили – сначала проведению Гран При помешали незавершенные работы по модернизации автодрома, потом прежние хозяева объявили о банкротстве, и несмотря на оперативное вмешательство местных властей, всё сорвалось. К счастью, осенью был подписан новый контракт – власти гарантировали выделение 30 миллионов евро, пообещав половину суммы в качестве отступных, если работы не будут окончены в срок. Перед этапом 2022 года в Спа прошла серьёзная реконструкция, на которую выделили 80 млн. евро. Знаменитое шале в повороте Eau Rouge с отличным видом на гоночную трассу, пришлось снести – оно находилось на участке, который решили освободить для расширения зоны безопасности. В последние годы там произошло несколько серьёзных аварий, в которых сначала в 2019-м погиб Антуан Юбер, а в 2023-м – Дилано ван'т Хофф. В поворотах La Source, Raidillon, Blanchimont, Les Combes и Stavelot расширили зоны безопасности и сделали гравийные ловушки в соответствии с требованиями мотоциклетной федерации FIM Действующий контракт предусматривает проведение Гран При Бельгии в Спа до 2025 года и пока не продлён. Ходят слухи, что в будущем этап будет чередоваться с другими европейскими гонками. В 2024-м гонка пройдёт на новом асфальте, который быстрее предыдущего. Особенности трассы Трасса в Спа – самая длинная в календаре сезона 2024 года – 7004 метра, соответственно гонка включает наименьшее число кругов – 44. Разница между самой высокой точкой (Les Combes) и самой низкой (Stavelot) – около 100 метров, это самый большой перепад высот в сезоне. Бельгийская трасса – вторая в календаре по средней скорости, уступая лишь Монце. В пятницу команды начинают тренировки с минимальной конфигурацией аэродинамики и постепенно прижимают машину, добиваясь стабильности на требовательном к хорошему сцеплению с асфальтом среднем секторе. При поиске компромисса между скоростью на прямых и управляемостью в медленных поворотах команды традиционно делают акцент на скорости для облегчения борьбы за позицию, но важно, чтобы гонщики чувствовали уверенность в машине. В Спа высокий расход топлива – из-за длинных отрезков с полностью нажатой педалью газа, включая 25 секунд от La Source до Les Combes, но с рекуперацией энергии в широких и быстрых поворотах проблем нет. На скоростной трассе гонщики не так много атакуют поребрики, поэтому баланс настроек подвески смещён в сторону большей скорости, а чтобы противодействовать высоким перегрузкам в Eau Rouge и Raidillon нужны эффективные механические настройки. Нагрузка на тормоза средняя – лишь три точки серьёзного торможения (La Source, Les Combes и Bus Stop). Старт гонки часто сопровождают аварии, велика вероятность выезда автомобиля безопасности. Энрико Гуалтьери, моторист Ferrari: «Трасса в Спа, несомненно, является одной из самых красивых и сложных в календаре, как для гонщиков, так и для инженеров. Особенно сложно найти идеальный баланс для всего семикилометрового круга. С точки зрения силовой установки трасса тоже достаточно сложная, поскольку более минуты гонщик нажимает педаль газа в пол. Именно поэтому важно, чтобы двигатель обеспечивал достаточно мощности, которой никогда не бывает много. При этом мотор должен обеспечивать максимальную эффективность на разгоне, особенно на выходе из первого и последнего поворотов. Кроме мощности самой по себе, накопление энергии посредством MGU-H также будет иметь ключевое значение, как и эффективность силовой установки в целом. Даже до появления DRS обгонять на бельгийской трассе было достаточно просто, но во многом эта простота зависит от уровня прижимной силы. С низким уровнем максимальная скорость в конце прямой Kemmel очень высокая, но при этом возникает риск серьёзных проблем на втором секторе. Если выбрать средние или максимальные настройки прижимной силы, то можно хорошо выступить в квалификации, но в гонке вас будут обгонять, и у вас самих возникнут проблемы с обгонами соперников даже с DRS. Добавьте к этому непредсказуемую погоду, которая может меняться на разных участках трассы, и вы получите головоломку, которую приходится решать на этой трассе». Лучшие результаты сессий Гран При Бельгии 2023 года Событие Погода Гонщик Команда Время Свободные заезды Пасмурно. Дождь К.Сайнс Ferrari 2:03.207 Квалификация Пасмурно. Дождь М.Ферстаппен Red Bull 1:46.168 Квалификация к спринту Пасмурно. Дождь М.Ферстаппен Red Bull 1:49.056 Лучший круг в спринте Пасмурно. Дождь М.Ферстаппен Red Bull 1:58.943 Лучший круг в гонке Облачно. Сухо Л.Хэмилтон Mercedes 1:47.305 Расписание уик-энда За ходом всех сессий Формулы 1 вы можете следить на нашей странице прямых трансляций. Расписание Гран При Бельгии. Время московское День Событие Время 26/07 Формула 3. Первая тренировка 10:55 - 11:40 26/07 Формула 2. Первая тренировка 12:05 - 12:50 26/07 Формула 1. Презентация машин 13:00 - 14:00 26/07 Формула 1. Первая тренировка 14:30 - 15:30 26/07 Формула 3. Квалификация 16:05 - 16:35 26/07 Формула 2. Квалификация 17:00 - 17:30 26/07 Формула 1. Вторая тренировка 18:00 - 19:00 27/07 Формула 3. Гонка (15 кругов или 45 минут + 1 круг) 09:30 - 10:20 27/07 Формула 1. Третья тренировка 13:30 - 14:30 27/07 Формула 2. Спринт (18 кругов или 45 минут + 1 круг) 15:15 - 16:05 27/07 Формула 1. Квалификация 17:00 - 18:00 28/07 Формула 3. Гонка (18 кругов или 45 минут + 1 круг) 09:30 - 10:20 28/07 Формула 2. Гонка (25 кругов или 60 минут + 1 круг) 11:00 - 12:05 28/07 Формула 1. Парад пилотов 14:00 - 14:30 28/07 Формула 1. Гран При Бельгии (44 круга или 120 минут) 16:00 - 18:00 Комплекты шин, выданные командам на уик-энд Для Спа в Pirelli выбрали те же три состава, что и в последние годы: C2 в качестве Hard, C3 – Medium и C4 – Soft. Это одна из трасс с высоким средним уровнем нагрузки на шины, но нагрузка не достигает пиковых значений, как в Сильверстоуне и Сузуке. На трассе присутствуют все типы поворотов, соединенные скоростными участками, что затрудняет командам поиск компромисса между прижимной силой и скоростью. Нередко машины, которые очень сильны на быстрых первом и третьем секторах, испытывают трудности на более медленном втором, или наоборот. Некоторые сочетания поворотов, например Eau Rouge-Raidillon, обладают уникальными характеристиками, в данном случае – нагрузкой сжатием, которая влияет на гонщика и на машину. Обычно деградация на этой трассе в основном термическая, но новое покрытие может изменить ситуацию, учитывая лучшее сцепление шин с трассой. Достижения действующих гонщиков в Бельгии Достижения действующих пилотов на Гран При Бельгии Гонщик ГП Очки Круги Лучший поул 1-й ряд быстр круг подиум победа все лидер старт финиш Ф.Алонсо 18 81 538 7 3 2 3 Л.Хэмилтон 17 197,5 534 180 1 1 6 9 3 10 4 Д.Риккардо 13 80 456 36 4 1 1 3 1 С.Перес 13 79 465 15 2 2 2 2 В.Боттас 12 76 397 1 2 2 1 1 3 Н.Хюлкенберг 11 37 351 7 4 М.Ферстаппен 9 97,5 271 62 1 1 1 2 1 5 3 К.Сайнс 9 16,5 189 12 1 3 1 1 1 К.Магнуссен 8 4 311 7 8 Э.Окон 7 33 264 3 5 Л.Стролл 7 5 264 9 9 Ш.Леклер 6 50 177 38 1 1 2 2 2 1 П.Гасли 6 14 221 6 6 Д.Расселл 5 29 141 2 2 1 1 Л.Норрис 5 12 176 7 7 А.Элбон 4 19 176 5 5 Ю.Цунода 3 1 89 11 10 Г.Чжоу 2 88 17 13 Л.Сарджент 1 44 18 17 О.Пиастри 1 5 Макс Ферстаппен: «Гонки в Спа всегда получаются интересными. Я родился в местечке, что в часе езды от трассы, так что во многом это для меня домашний Гран При. В дни бельгийского уик-энда вы можете увидеть много людей в оранжевом и кемпинги, полные голландских болельщиков – всё это придает мне дополнительные силы. Трасса проложена через лес, что отличает её от других. Eau Rouge – уникальный поворот, но мой любимый всё-таки Pouhon. В Спа надо обязательно попробовать бельгийские вафли и картофель-фри – это не только дань традиции, но ещё и очень вкусно». Гран При Бельгии : Все этапы Дата Трасса Поул Победитель 30/07/23 Спа М.Ферстаппен Red Bull М.Ферстаппен Red Bull 28/08/22 Спа М.Ферстаппен Red Bull М.Ферстаппен Red Bull 29/08/21 Спа М.Ферстаппен Red Bull М.Ферстаппен Red Bull 30/08/20 Спа Л.Хэмилтон Mercedes Л.Хэмилтон Mercedes 01/09/19 Спа Ш.Леклер Ferrari Ш.Леклер Ferrari 26/08/18 Спа Л.Хэмилтон Mercedes С.Феттель Ferrari 27/08/17 Спа Л.Хэмилтон Mercedes Л.Хэмилтон Mercedes 28/08/16 Спа Н.Росберг Mercedes Н.Росберг Mercedes 23/08/15 Спа Л.Хэмилтон Mercedes Л.Хэмилтон Mercedes 24/08/14 Спа Н.Росберг Mercedes Д.Риккардо Red Bull 25/08/13 Спа Л.Хэмилтон Mercedes С.Феттель Red Bull 02/09/12 Спа Д.Баттон McLaren Д.Баттон McLaren 28/08/11 Спа С.Феттель Red Bull С.Феттель Red Bull 29/08/10 Спа М.Уэббер Red Bull Л.Хэмилтон McLaren 30/08/09 Спа Д.Физикелла Force India К.Райкконен Ferrari 07/09/08 Спа Л.Хэмилтон McLaren Ф.Масса Ferrari 16/09/07 Спа К.Райкконен Ferrari К.Райкконен Ferrari 11/09/05 Спа Х.П.Монтойя McLaren К.Райкконен McLaren 29/08/04 Спа Я.Трулли Renault К.Райкконен McLaren 01/09/02 Спа М.Шумахер Ferrari М.Шумахер Ferrari 02/09/01 Спа Х.Монтойя Williams М.Шумахер Ferrari 27/08/00 Спа М.Хаккинен McLaren М.Хаккинен McLaren 29/08/99 Спа М.Хаккинен McLaren Д.Култхард McLaren 30/08/98 Спа М.Хаккинен McLaren Д.Хилл Jordan 24/08/97 Спа Ж.Вильнев Williams М.Шумахер Ferrari 25/08/96 Спа Ж.Вильнев Williams М.Шумахер Ferrari 27/08/95 Спа Г.Бергер Ferrari М.Шумахер Benetton 28/08/94 Спа Р.Баррикелло Jordan Д.Хилл Williams 29/08/93 Спа А.Прост Williams Д.Хилл Williams 30/08/92 Спа Н.Мэнселл Williams М.Шумахер Benetton 25/08/91 Спа А.Сенна McLaren А.Сенна McLaren 26/08/90 Спа А.Сенна McLaren А.Сенна McLaren 27/08/89 Спа А.Сенна McLaren А.Сенна McLaren 28/08/88 Спа А.Сенна McLaren А.Сенна McLaren 17/05/87 Спа Н.Мэнселл Williams А.Прост McLaren 25/05/86 Спа Н.Пике Williams Н.Мэнселл Williams 15/09/85 Спа А.Прост McLaren А.Сенна Lotus 29/04/84 Зольдер М.Альборето Ferrari М.Альборето Ferrari 22/05/83 Спа А.Прост Renault А.Прост Renault 09/05/82 Зольдер А.Прост Renault Д.Уотсон McLaren 17/05/81 Зольдер К.Ройтеман Williams К.Ройтеман Williams 04/05/80 Зольдер A.Джонс Williams Д.Пирони Ligier 13/05/79 Зольдер Ж.Лаффит Ligier Д.Шектер Ferrari 21/05/78 Зольдер М.Андретти Lotus М.Андретти Lotus 05/06/77 Зольдер М.Андретти Lotus Г.Нильсон Lotus 16/05/76 Зольдер Н.Лауда Ferrari Н.Лауда Ferrari 25/05/75 Зольдер Н.Лауда Ferrari Н.Лауда Ferrari 12/05/74 Нивель К.Регаццони Ferrari Э.Фиттипальди McLaren 20/05/73 Зольдер Р.Петерсон Lotus Д.Стюарт Tyrrell 06/06/72 Нивель Э.Фиттипальди Lotus Э.Фиттипальди Lotus 07/06/70 Спа Д.Стюарт March П.Родригес BRM 09/06/68 Спа К.Эймон Ferrari Б.Макларен McLaren 18/06/67 Спа Д.Кларк Lotus Д.Герни Eagle 12/06/66 Спа Д.Сертис Ferrari Д.Сертис Ferrari 13/06/65 Спа Г.Хилл BRM Д.Кларк Lotus 14/06/64 Спа Д.Герни Brabham Д.Кларк Lotus 09/06/63 Спа Г.Хилл BRM Д.Кларк Lotus 17/06/62 Спа Г.Хилл BRM Д.Кларк Lotus 18/06/61 Спа Ф.Хилл Ferrari Ф.Хилл Ferrari 19/06/60 Спа Д.Брэбэм Cooper Д.Брэбэм Cooper 15/06/58 Спа М.Хоторн Ferrari Т.Брукс Vanwall 03/06/56 Спа Х.М.Фанхио Ferrari П.Коллинз Ferrari 05/06/55 Спа Э.Кастелотти Lancia Х.М.Фанхио Mercedes 20/06/54 Спа Х.М.Фанхио Maserati Х.М.Фанхио Maserati 21/06/53 Спа Х.М.Фанхио Maserati А.Аскари Ferrari 22/06/52 Спа А.Аскари Ferrari А.Аскари Ferrari 17/06/51 Спа Х.М.Фанхио Alfa Romeo Н.Фарина Alfa Romeo 18/06/50 Спа Н.Фарина Alfa Romeo Х.М.Фанхио Alfa Romeo