Войти в почту

«Сколько Вольфа ни корми, он всё равно на Ферстаппена смотрит». Большое интервью Владимира Башмакова

Что случилось с Red Bull Racing в 2024 году, почему не получилось доминировать дальше? Команда уперлась в потолок нынешнего технического регламента? Владимир Башмаков: Я думаю, что причин на самом деле несколько. В Формуле 1 редко что-то можно объяснить чем-то одним.

«Сколько Вольфа ни корми, он всё равно на Ферстаппена смотрит». Большое интервью Владимира Башмакова
© autosport.com.ru

Понимая, что они уже подошли к тупику развития с прошлой линией эволюции, я имею в виду RB18, RB19 и RB20, они вынуждены были пойти по более агрессивному пути. То, о чём зимой откровенно говорили и Эдриан Ньюи, и Хельмут Марко. Главная проблема в том, что многие машины по своим концепциям уже на грани. Делать болид быстрее сложно. Чуть не туда свернул – сразу проблемы. Прибавил в быстрых поворотах – потерял в медленных поворотах или наоборот.

В начале нынешнего регламента, в 2022 году, многие кинулись в погоню за максимальной прижимной силой, а Red Bull Racing в это время делала стабильную аэроплатформу, и все поняли, что надо так. А теперь когда каждый как мог, добился этой платформы, инженеры снова наращивают прижим, опускают ниже машины, и кто-то снова сталкивается с нарушением баланса или «дельфинированием».

Как сказал Майк Крак из Aston Martin, если из десяти поставленных целей при внедрении новинок одна не была достигнута, под откос может пойти весь пакет новинок.

Red Bull Racing с RB20 зашла в крайности. Машина работает только со слишком жёсткой настройкой подвески. На кочках или скачет, или, если настраивают RB20 мягче и выше, теряется баланс, хуже работает аэродинамика, меньше прижимной силы. Рабочее окно машины и настроек сузилось.

Особенно это стало проявляться, когда соперники подтянулись, а новинки сделали машину будто бы ещё капризнее.

Фото: Red Bull Content Pool

Можно ли сказать, что Макс Ферстаппен сейчас «тащит» Red Bull Racing, как говорит молодежь, на скилле? Владимир Башмаков: Отчасти да. Но нужно понимать, что RB20 по-прежнему одна из трёх лучших машин. Перес не тянет на фоне Макса, и это загадка, почему порой он настолько медленнее. Но я не думаю, что нужно под углом его результатов подавать скорость RB20. Просто это машина, из которой именно Ферстаппен может выжать максимум.

Относительно того, можно ли построить машину «под пилота» или нет? я в личном общении с российскими пилотами Формулы 1 встречал два противоположных мнения. Но думаю, что истина где-то посередине. Я бы сформулировал её так: команда может построить быструю машину, но не каждому под силу будет выжать из неё максимум.

В 2023 году McLaren совершила резкий скачок по ходу сезона, в 2024-м – Mercedes. Это следствие нынешнего регламента с лимитом расходов и ограничениями по работе в аэротрубе, CFD? Владимир Башмаков: Они просто поняли, на что нужно обращать внимание на машинах с граунд-эффектом, каким деталям при расчётах уделять внимание. Причём в McLaren поняли это ещё со старыми инструментами, с аэротрубой Toyota. Я был уверен, что до обновления инфраструктуры они не смогут прибавить. Но люди часто важнее инструментов, в частности инженеры в командах.

Можно ли сказать, что сейчас не столь важно построить быструю машину к началу сезона, как эффективно доработать её дальше по ходу года? Владимир Башмаков: В идеальном мире и то и другое важно. Нужна хорошая базовая концепция, и понимание, как её правильно развивать. Но с регламентом 2022 года легче перейти грань и получить проблемы, о которых я уже говорил ранее. Если концепция изначально плохая, то и развиваться некуда.

Поэтому McLaren и опоздала с новинками в 2023-м. Зимой они зашли в тупик и поменяли концепцию машины. Как мы сейчас видим, всё было не зря.

Фото: Red Bull Content Pool

Почему тогда Ferrari при таких возможностях регламента топчется на месте, в отличие от конкурентов? Ресурсы у команды есть, а прогресса нет… Владимир Башмаков: Чтобы стать пианистом, недостаточно купить пианино. Много лет работая в сфере электронной музыки я видел подобные примеры. Свои самые первые работы я писал на скромнейшей технической базе, а их играли Tiesto и Ferry Corsten. В то время как некоторые мои друзья собирали прямо студии дома, но ничего хорошего написать не могли. Это немного утрированный пример, но аллегория позволяет понять смысл.

А ещё я люблю приводить пример команды Toyota в начале 2000-х. Их бюджетам тогда все поражались. Он был чуть ли не большим, чем у Ferrari, а толку ноль.

В Ferrari пока что не поняли, в чём главная суть, что нужно доработать, чтобы машина стала быстрейшей.

Вот многие ругали Маттиа Бинотто. А я всегда его защищал. И не только как техника, но и как руководителя. Считаю, что именно при нём новинки стали работать, и именно благодаря его реструктуризации отделов Ferrari научилась доводить машину до ума по ходу года без постоянных тестов, как во времена Михаэля Шумахера.

Сейчас снова перемудрили с новинками. База у SF-24 хорошая была. А «испанские» обновления убили сильные стороны машины. При этом не было попытки «точечно» поправить слабые стороны. Например, проблему с прогревом резины в квалификации. И опять же, возвращаясь к первому вопросу. Прибавили в медленных – потеряли в быстрых. Сложно прибавлять без побочных эффектов, и найти баланс.

Не поторопился ли Льюис Хэмилтон с переходом из Mercedes в Ferrari? Владимир Башмаков: Хэмилтону нужен был новый вызов. Казалось, что восьмой титул с Mercedes ему не взять. Сейчас, в середине сезона, когда W15 «поехала», кажется, что поторопился.

Но в любом случае, если он выиграет восьмой титул в Ferrari, то это чемпионство будет ценнее, чем с Mercedes. Это некий вызов. Себастьян Феттель не смог в неком смысле повторить путь Шумахера. Сможет ли Хэмилтон привести Скудерию к титулу?

Местами казалось, что он будто потерял форму. Но есть у сэра Льюиса две особенности. Кстати, одна из них в призме Ferrari опасная. Хэмилтон в некоторые сезоны долго «просыпается». Но? что важнее, его мотивация будто сильно зависит от скорости машины.

В начале этого года у меня было чёткое впечатление, что он сдал. И тут я уже начал думать, а не поторопились ли в Ferrari. У пилотов такое бывает с возрастом, когда резко начинает падать форма и скорость. Но как только W15 обрела скорость, вернулся и прежний Льюис.

Но учитывая форму Ferrari, или новый проект даст ему мотивацию сам по себе, или всё будет грустно.

Фото: Mercedes

Audi еще не пришла, а шуму наделала: слухи о закрытии проекта, неожиданные кадровые перестановки. Не повторится ли, случаем, история с провалом Toyota в Формуле 1? Владимир Башмаков: Audi это «кот в мешке». Меня лично очень расстроило, что из-за Формулы 1 они свернули программы в WEC, в данном случае отменив возвращение, клиентские программы TCR, в ралли-кроссе, Дакаре, и.т.д.

Первые сезоны будут сложными. Сейчас туда взяли Маттиа Бинотто, Джонатана Уитли – правильных людей. Но Андреас Зайдль тоже правильный человек, однако с ним проект как-то не «поехал». Никто просто не хотел к ним идти. Потому что «кот в мешке».

Ландо Норрис психологически не готов к борьбе за титул? Такое количество ошибок и помарок, хотя казалось бы, человек проводит шестой год в Формуле 1… Владимир Башмаков: Прямо какой-то «синдром Леклера» у него. Но если бы только у него. У McLaren в целом. Есть две ситуации, когда команда засиделась в лидерах с преимуществом и привыкла выигрывать при любой тактике и настройках, а потом конкуренты подтянулись.

Или история McLaren, Racing Point с «розовым Mercedes» в 2020-м. Когда середняки, а McLaren лучшем случае был середняком почти десять лет, оказались в числе лидеров. И они не понимают, как бороться, на кого обращать внимание, цену малейших ошибок.

А Норрису нужно навести порядок в голове. Ошибки не такие губительные как у Шарля, но куча мелочей стоила ему большого числа очков. Даже вот Австрия. Формально Ферстаппен был неправ. Но если бы Ландо подвинулся – выиграл бы гонку. Как на дороге, можно не уступить кому-то, потому что по ПДД ты прав, но бампер быстрее от этого не починят.

Верите, что за Серхио Пересом стоят некие силы – мексиканские спонсоры, Liberty Media, поэтому его пока не трогают? Владимир Башмаков: Я думаю, что его не трогают в первую очередь по этим причинам. Его ещё Макс Ферстаппен лоббирует, потому что с ним комфортно. Но команда уже понимает, что раз за разом теряет очки из-за него. После Бельгии и Хорнер и Марко откровенно критиковали Переса в прессе. А потом сказали, что он остаётся.

Есть, конечно теория, что мол «а кто если не Перес?». Юки Цунода не нравится Кристиану Хорнеру, потому что он нервный и незрелый. Лиам Лоусон слишком молодой, сломается, а Даниэль Риккардо в его нынешнем виде не быстрее Переса. Но удивляет как раньше в Red Bull Racing всех легко меняли, а теперь нет.

Есть ли доступный гонщик, про которого можно сказать «Вот он точно справится с ролью второго пилота Red Bull Racing лучше Переса»? Владимир Башмаков: Да вот тот же Цунода, дайте шанс. Тот же Алекс Албон, но он в Williams.

Ваша версия: зачем Карлосу Сайнсу понадобилось идти в Williams? Владимир Башмаков: В Red Bull Racing против него клан Ферстаппенов – будет проблемным напарником, а им нужен чёткий второй номер.

Что касается Mercedes, то сколько Тото Вольфа ни корми, он всё равно в сторону Ферстаппена смотрит. Ну и есть запасной вариант с Андреа Кими Антонелли.

Сайнсу предложили годичный контракт, погреть место для Макса или для Антонелли. Его это не устроило. Хотя с текущей формой Mercedes шансов проявить себя было бы больше.

Фото: Ferrari

Согласны, что Mercedes чересчур торопится с дебютом Андреа Кими Антонелли в Формуле 1? Ведь если судить по Ф2, парень пока явно не готов к переходу… Владимир Башмаков: Рано, конечно, рано. Его работа с шинами в спринте Ф2 в Венгрии и в длинной гонке в Спа были слабыми. Он всего год едет на шинах Pirelli, работа с которыми одна из основ современной Формулы 1.

Верите в возвращение Мика Шумахера в Ф1? Владимир Башмаков: Нет, но в Бразилии в WEC он проехал очень круто. Навезти Николя Ляпьеру на прототипе – дорогого стоит. На Alpine он ехал в темпе Ferrari. Я даже поменял после этой гонки о нём своё мнение.

Как считаете, насколько реально в Формуле 1 ввести систему, как в NASCAR, где за технические нарушения крупно штрафуют команды, инженеров, снимают очки, но результаты пилотов не трогают? Владимир Башмаков: На самом деле в NASCAR уже пару лет как ввели дисквалификации, как и в IndyCar. Мне нравилось без них, но это сложный моральный вопрос. И не в духе Формулы 1.

Ваш прогноз на вторую половину сезона: опередит ли McLaren Red Bull Racing в Кубке конструкторов, сколько гонок ещё выиграет Льюис Хэмилтон? Может, и в личном зачете ещё борьба за титул будет? Владимир Башмаков: Думаю, что у McLaren есть все шансы. Тем более, что Перес немного сократил бюджет Red Bull Raсing на новинки.

Будет ли борьба в личном зачёте, думаю, определять три ближайшие гонки. А Льюис одну-две гонки ещё может взять.

Во второй части сезона будет ещё три спринта. Как, на ваш взгляд, выглядит идеальный формат такого заезда? Владимир Башмаков: Мне не нравится формат спринта вообще. Он не работает без перевёрнутой решётки, с ограничением бюджетов и без запасных машин. Идеальный формат классический: три тренировки, квалификация, гонка.

Недавно немецкие коллеги жаловались на слишком большой календарь Ф1: мол, устали, времени на отдых совсем нет. Что думаете вы насчет графика из 24-х гонок? Владимир Башмаков: График очень напряжённый. Я бы сократил число гонок до 22-х. Как фанат и комментатор NASCAR, где 38 гонок в году, не думал, что скажу такое. Но Формула 1 порой как-то выматывает объёмом информации.

Фото: Red Bull Content Pool