F1ЛОС’офия: О «бедном» Риккардо замолвите слово…
«Подъезжая к станции.., у меня слетела шляпа…» А.П. Чехов, «Жалобная книга» Сезон в Формуле 1 – это, по сути, трудный, богатый на разного рода испытания и приключения маршрут, который в идеале должны преодолеть все участники чемпионата, и задача каждого как минимум в том, чтобы из пункта Б (Бахрейн) добраться до пункта А (Абу-Даби). Однако особенность нынешнего сезона не только в том, что этот маршрут беспрецедентно длинный и состоит из 24 станций: в 2024 году ещё и списочный состав участников по дороге менялся, и до пункта А доберутся не все, кто вышел на старт в начале марта. Сначала между станциями «Зандфорт» и «Монца» команда Williams высадила Логана Сарджента, которого (да простят меня его болельщики, если такие есть) вообще не стоило приглашать в путешествие. Это тот случай, когда «отряд не заметил потери бойца». Зато Франко Колапинто оказался очень даже заметным новобранцем, но это отдельная тема, а мы сейчас о другом. До станции O – «Остин» – у нас не доедет ещё один участник путешествия – назвать его пассажиром язык не поворачивается. В автоспорте это слово имеет не самую приятную коннотацию. И всё же процитируем Марка Хьюза, видного британского эксперта: «Ф1 не перевозит пассажиров. Но давайте отдадим должное тому замечательному гонщику, каким Даниэль Риккардо был в течение семи сезонов подряд…» Сложно сказать, как вёл свои подсчёты мистер Хьюз, когда писал про «семь сезонов», ведь первый подиум и первая победа Риккардо датированы 2014-м, а последний раз он выиграл гонку в сентябре 2021-го. Если же принимать во внимание только лучшие годы выступлений за Red Bull Racing, то получится пять сезонов. Впрочем, это не столь существенно. Потому что Даниэль как минимум последние 10 или даже 11 лет оставался одним из самых популярных персонажей паддока. Если бы начисляли бонусы за широту улыбки, то тут он был бы безоговорочным лидером. По части обаяния (в самом широком смысле) некоторые ещё могли бы с ним поспорить, но по улыбкам он у нас неофициальный чемпион. Вот только стать чемпионом мира официальным ему не довелось и уже не доведётся, хотя он не раз делился с нами этой заветной мечтой. С одной стороны, новость, что Даниэля в составе RB заменит Лиам Лоусон, многих расстроила, с другой, её нельзя назвать неожиданной. То, что дни Риккардо в Формуле 1 сочтены, уже давно стало «секретом Полишинеля», оставалось лишь дождаться, когда именно в Red Bull приведут приговор в исполнение. И вот теперь привели, не прошло и недели после Гран При Сингапура, который, надо полагать, стал для 35-летнего австралийца конечной остановкой. Вообще-то его путешествие могло закончиться и раньше, ещё в конце 2022 года сразу после расставания с McLaren, но многочисленные таланты австралийца вновь пригодились Red Bull, ведь Даниэль – идеальный герой с точки зрения службы маркетинга любой команды, и лучшего посла всяческих брендов даже придумать трудно. Дело тут даже не в его спортивных достижениях, а в том, что когда документальный сериал Drive to Survive набирал обороты, именно Риккардо стал одним из тех, кто по-настоящему полюбился публике, и популярность Формулы 1 начала расти в том числе благодаря его обаянию. Наверное, он мог ещё долго оставаться в запасе, если бы посреди прошлого сезона от ворот AlphaTauri не дали поворот Нику де Вризу, и Даниэль вернулся за руль, сменив амплуа резервиста Red Bull на обязанности боевого гонщика команды из Фаэнцы, в которой он начинал своё восхождение к славе. Дебютировал-то он ещё в 2011 году в составе совсем уж слабой HRT, на британском этапе того сезона заменив Нараина Картикеяна. Но это был лишь пролог к его карьере, которая была по-настоящему яркой и по-своему интересной, уж это точно. Нет сомнений, что спортивной славы Риккардо добился, причём нельзя сказать, что она была скоротечной, ведь его карьера продолжалась, хотя и с перерывами, 14 сезонов. На его счету 8 побед, да таких, что они стали весьма впечатляющими страницами в истории современной Формулы 1. Достаточно вспомнить две его гонки в Монако, датированные 2016-м и 2018-м годами. В первом случае он не победил, хотя должен был, а во втором – наоборот, выиграл, хотя и на машине с умирающим двигателем. По всем меркам он должен был сойти с дистанции или как минимум уступить лидерство, однако не уступил. В общем, его спортивная судьба такая, что многие позавидуют. Общаться с Даниэлем в режиме интервью всегда было настоящим удовольствием, и в этом плане его можно смело противопоставить некоторым другим персонажам паддока – не будем сейчас называть конкретные имена – которые напускали на себя маску эдакого буки, и вытянуть из них хотя бы что-то любопытное было весьма непросто. Если вы подумали о Кими Райкконене, то ошиблись – как раз с ним у F1News.ru никогда не было проблем. Даниэль – парень открытый, искренний и даже душевный. Да ещё и музыку любит, поэтому с ним можно было говорить на разные темы. Но, вероятно, его подвела как раз вот эта широта интересов: такое впечатление, что в последние годы ему просто не удавалось сосредоточиться на главном – на пилотировании машины Формулы 1. Может, это только так казалось, и причина в чём-то другом, но Даниэль с нескрываемым удовольствием занимается сразу несколькими бизнес-проектами. Продвигает свой бренд австралийского вина DR3, свой бренд молодёжной и спортивной одежды Enchanté, а также юниорский картинговый чемпионат DRS (Daniel Ricciardo Series), где мальчишки и девчонки осваивают гоночные премудрости на машинках Ricciardo Kart, которые под этой маркой производит итальянская компания Birel ART. Не исключено, что это ещё не полный список. Достоверной и свежей информации о том, каких успехов он достиг в последнее время на всех этих направлениях, нет, но, по оценкам экспертов, на начало года его состояние превышало $50 млн. Вот только в Формуле 1 успехов не было уже давно. Похоже, правы те, кто говорит, что Даниэль уже не тот, что был во времена выступлений за Red Bull Racing. Этой же точки зрения придерживается Хельмут Марко, который ещё в 2007-м пригласил его в это путешествие, т.е. в молодёжную программу Red Bull, и пристально наблюдал за ним все эти годы. И действительно: где былая дерзость на трассе, где те самые знаменитые обгоны на позднем торможении, которыми отличался Риккардо в лучшие свои годы? Куда всё это делось? Неужели он так и не смог в полной мере адаптироваться к пилотированию машин этого поколения, в которых используется граунд-эффект? О том, что ему не особо комфортно за рулём, мы слышали не раз, но гонщик его уровня всё-таки должен ездить на том, «что дают», продолжать вместе с командой искать решение проблем и уж как минимум не проигрывать напарнику. По-человечески Даниэля если не все, то многие готовы понять, выразить ему поддержку и сочувствие, однако это всё лирика. Хотя Формула 1 – не только очки и секунды, но о том, чего стоит тот или иной гонщик, судят именно по этим показателям. Зато у Риккардо теперь будет больше времени заниматься своими многочисленными проектами. Но что-то подсказывает, что его неповторимую улыбку мы увидим ещё не раз. Например, в прошлом году он уже пробовал свои силы в качестве комментатора, и это у него неплохо получается. Если он захочет заняться этим профессионально, то ведущие телекомпании мира просто в очередь выстроятся, наперебой предлагая контракты одному из самых популярных героев Drive to Survive. Кстати, поскольку этот сериал обещает быть бесконечным, и седьмой сезон уже анонсирован, то Даниэль вновь в нём появится, можно не сомневаться. Но не исключено, что уже в каком-то новом качестве – наверняка продюсеры Netflix постараются воспользоваться его отставкой, прекрасно понимая, что свободного времени у Риккардо теперь будет намного больше. Невесёлый комментарий Netflix по поводу увольнения австралийца из RB занимает не одну страницу, что говорит само за себя. Вот лишь первая: «Даниэль Риккардо был центральной фигурой Drive to Survive с самого начала истории сериала. Он не просто выдающийся гонщик – он олицетворяет дух Drive to Survive, суть которого в том, чтобы показать лицо человека, обычно скрытое под шлемом, и поведать разные истории о Формуле 1 во всей их сложности. С самого первого сезона Риккардо делился своей уникальной энергией, благодаря чему в равной степени привлёк внимание и постоянных поклонников Формулы 1, и неофитов. Неистребимый оптимизм, юмор и обаяние сделали его не только любимцем публики, но и символом всего того, чего стремились достичь создатели сериала: по-настоящему показать человеческую сторону спорта, который долго оставался сферой почти закрытой…» А под конец эти люди заверили болельщиков, что продолжат сотрудничать с Даниэлем и будут «поддерживать его, какая бы роль в цирке Формулы 1 ему ни была предложена». Думается, они сами сделают ему предложение, от которого он не сможет отказаться, и все будут просто счастливы. Вот только будет ли счастлив он сам, когда и если вернётся в паддок, предположим, в роли какого-нибудь главного эксперта Drive to Survive, которому больше не суждено вернуться за руль машины Формулы 1? Сейчас ему, конечно, грустно, и хочется его пожалеть, но не стоит. Это болельщиков надо жалеть, ведь многие остались без гонщика, за которого больше всего переживали все эти годы. Число тех, кто поставил лайк под прощальным постом Риккардо в социальных сетях, перевалило далеко за три миллиона, так что «бедным» его лучше не называть. Искренняя любовь публики и есть его главный капитал, накопленный за эти годы, а не только то, что лежит на его банковских счетах и вложено в разные бизнес-проекты. А этим не каждый может похвастаться. Вот только до пункта А он в этом году не доберётся. Даже до пункта О, где Формула 1 сделает свою следующую остановку в американском штате Техас. И почему-то всплывает в памяти хрестоматийный чеховский анаколуф (если что, это стилистический приём такой – погуглите, кому интересно) про станцию и слетевшую шляпу. Наверное, потому и всплывает, что в Остине Даниэль любил покрасоваться в ковбойском наряде и классическом стетсоне. И, образно говоря, «подъезжая к станции», нынче эта шляпа с него слетела. Однако парень он ловкий – так или иначе догонит и поймает, вот увидите.