Как накажут за езду на летних шинах зимой
Как накажут за езду на летних шинах зимой
Правила по смене колес обязательны для всех, независимо от региона проживания, но есть нюансы.
С 1 декабря автомобилисты в России обязаны перейти на зимнюю резину как предписано в ПДД. Однако эксперты советуют не тянуть и по возможности «переобуваться» уже сейчас, чтобы обезопасить себя и окружающих и заодно сэкономить время и нервы. Когда лучше поменять резину, что по этому поводу говорит закон и насколько велика вероятность получить штраф, если не озаботиться этой процедурой вовремя, рассказываем в этом материале.
Что указано в законах?
«Переобувка» автомобилей в России регламентируется сразу несколькими нормативными документами. Один из них — «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств», являющийся приложением к ПДД. В нем в пункте 5.2 указано:
«Запрещается использовать автомобиль, если на транспортном средстве установлены шины с шипами противоскольжения, применяемые в летний период (июнь, июль, август). А также если на транспортном средстве не установлены зимние шины в зимний период (декабрь, январь, февраль)».
Кроме того, осенью 2023 года в Кодекс об административных правонарушениях были внесены изменения. В действующей редакции статья 12.5 прямо запрещает управление автомобилем, если он имеет какие-либо неисправности из указанного перечня. Таким образом, если водитель зимой будет использовать летнюю резину, а летом — шипованную зимнюю, у него теоретически есть вероятность получить штраф в размере 500 рублей.
Можно ли ездить на изношенных шинах?
Штраф может также быть наложен за изношенные шины. Согласно правилам дорожного движения, зимние шины считаются изношенными, если остаточная глубина протектора составляет четыре миллиметра или меньше. Кроме того, запрещены шины с восстановленным протектором, а также шины, маркировка которых не содержит слова Retread. Однако в самом документе указано, что данная неисправность может быть зафиксирована только с помощью средств технического диагностики. В качестве наказания предусмотрены либо предупреждение, либо штраф в размере 500 рублей.
Как соблюсти требование о маркировке?
С 2020 года в России маркировка покрышек стала обязательной. В соответствии с распоряжением Правительства РФ № 792-р и постановлением Правительства РФ № 1958 для маркировки используется специальный код, представляющий собой последовательность из 75 букв и цифр. Если на шинах отсутствует такой код, это означает, что подлинность и надежность продукта не могут быть гарантированы. Единственное исключение составляют бывшие в употреблении и восстановленные шины, которые могут продаваться без маркировки. Всесезонные покрышки также должны быть маркированы буквами M+S, M.S. или M&S, что в переводе с английского обозначает "грязь и снег" и указывает на их предназначение. Такие шины могут использоваться в качестве зимних.
Могут ли сроки сдвигаться в регионах?
Согласно решению комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года, местные власти в различных регионах имеют возможность самостоятельно изменять сроки «переобувки» в зависимости от климатических условий. В некоторых местах могут рекомендовать производить замену шин раньше, в других — позже. Например, в Оренбургской и Магаданской областях, Республике Калмыкия, Эвенкийском и Северо-Енисейском районах Красноярского края, а также Охотском районе Хабаровского края замена летней резины на зимнюю рекомендуется с 15 октября. С 1 ноября этот процесс советуют начинать в Москве и Подмосковье, Санкт-Петербурге, Крыму, а также в республиках Крым, Марий Эл, Мордовия, Татарстан и Республика Хакасия. С 1 декабря — в Дагестане, Ингушетии, а также в Ставропольском и Краснодарском краях. Однако эти рекомендации не отменяют обязательных требований по сезонной смене шин: резину необходимо менять до 1 декабря.
Действительно ли будут штрафовать?
Соответствующая статья КоАП предусматривает не только штраф, но и предупреждение. В 2023 году глава Госавтоинспекции Михаил Черников сообщил, что сотрудники ГИБДД будут ограничиваться предупреждением и не будут штрафовать водителей за отсутствие зимней резины, хотя закон предоставляет им такую возможность.
«Каждый владелец транспортного средства должен сам готовить свой автомобиль для того, чтобы можно было безопасно передвигаться по дорогам в зимний период, — подчеркнул Черников в видеообращении, опубликованном в официальном телеграм-канале пресс-секретаря МВД Ирины Волк. — Кроме того, в некоторых регионах у нас вообще скользкости и выпадения снега не наблюдается. И там контролировать этот аспект вообще нет необходимости».
В любом случае инспекторы ГИБДД будут действовать в соответствии с законом, который предусматривает как штраф, так и предупреждение.
Что советуют эксперты?
Тем не менее, эксперты советуют не пренебрегать сезонной заменой шин. В частности, Минтранс рекомендует осуществлять «переобувку» при среднесуточной температуре ниже +5 градусов. Однако, как отметил вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин в интервью «Парламентской газете», лучше позаботиться об этом раньше.
«Вопрос «менять или нет» стоять не должен — «переобуваться» нужно. Результат езды на летней резине по зимним дорогам мы видим регулярно. Например, в январе была крупная авария на трассе М-11 в Новгородской области, когда столкнулись около 50 автомобилей. Виновник поменял шины на зимние только на передних колесах, а на задних оставил летние, — сказал Шапарин, — Что касается времени, когда этим нужно заниматься, просто помните, что погода у нас, особенно в центральной части России, очень переменчивая. Зима всегда наступает неожиданно. Так что я рекомендую переобуваться уже при первых признаках похолодания. Так вы и дополнительно обезопасите себя и окружающих, и вдобавок сэкономите себе время и нервы».
Эксперт порекомендовал при выборе шин на зиму учитывать местность, где будут ездить на автомобиле. Например, в Москве по городскому сухому асфальту можно передвигаться и на шипованной резине, и на так называемой липучке. Однако для сельских и грунтовых дорог лучше выбирать шипы.
Во сколько обойдется замена?
Перед началом зимнего сезона цена на покрышки и их замену ежегодно растет, отмечает член Общественной палаты РФ и председатель Всероссийского общества автомобилистов Валерий Солдунов. По его словам, на рынке можно найти шины трех категорий: отечественного производства, китайские и резину дорогих брендов.
Большинство покрышек подорожали на 10-15 процентов, но выбор все еще достаточно широкий, что позволяет найти варианты по более низким ценам. Смена летней резины на зимнюю традиционно вызывает высокий спрос в сервисах и магазинах, и стоимость услуги «переобувки» постоянно увеличивается вместе с этим спросом.
По материалам «Парламентской газеты»