В Extreme H хотят сделать регламент серии более открытым
Extreme H, первая гоночная серия, в которой машины приводятся в движение водородными силовыми установками, должна стартовать в 2025 году, и организаторы намерены сделать её технический регламент более либеральным, чтобы привлечь новых автопроизводителей. В 2021 году прошёл дебютный сезон электрической внедорожной серии Extreme E, и новый чемпионат создаётся на её базе, однако похоже, что пока этот проект не вызывает в мире автоспорта особого энтузиазма. В частности, мы рассказывали о закрытии чемпионской команды Rosberg X Racing, принадлежавшей Нико Росбергу. Бывший гонщик Формулы 1, чемпион мира 2016 года теперь стал успешным инвестором, у него прогрессивные взгляды, и он активно занимается инновационными проектами, однако к «водородной инициативе» Алехандро Агага присоединяться не стал. Это напрямую связано с изменением политики организаторов Extreme E, которые неожиданно для её участников приняли решение даже не доводить до конца прошлогодний сезон. Также явное недовольство подобным развитием событий выразили в McLaren Racing, и пока нет ощущения, что первый сезон водородной серии пройдёт гладко. Во всяком случае на официальном сайте Extreme H нет никакой фактической информации даже о календаре нового чемпионата, а последняя новость датирована ещё июнем прошлого года. Впрочем, на старом сайте Extreme E несколько дней назад появилось сообщение о том, что первые десять машин Pioneer 25 для новой серии уже построены, так что, похоже, что дело постепенно движется. По словам Марка Грейна, технического директора Extreme H, в настоящее время организаторы новой серии совместно с FIA работают над её регламентом, чтобы сделать его более открытым. Это говорит об изменении их политики, ведь в Extreme E в техническом плане всё было очень жёстко: это была моносерия, все команды которой выступали на одинаковых машинах, отличавшихся только боевой раскраской и формой некоторых корпусных деталей. «Логика в том, что можно взять одну из уже существующих водородных топливных ячеек, которые не разрабатывались специально для гонок, и демонстрировать её возможности, применив в Extreme H, – рассказал Грейн в интервью Racer. – Совместно с FIA мы разрабатываем принципы такого регламента. Суть в том, что берётся стандартное решение, которое можно использовать и в гонках, что позволит продвигать ваши технологии через Extreme H. Нас очень заботит проблема сдерживания роста расходов, именно поэтому мы собираемся применять готовые узлы, которые могут быть адаптированы к существующей машине. Конечно, это неизбежно потребует некоторых конструктивных доработок, но в любом случае речь не идёт о миллионах долларов. На самом деле это вполне осуществимо при очень небольшом уровне затрат. Вместе с FIA мы работаем над составлением регламента, и при этом нас очень заботит ещё один момент: мы не хотим, чтобы в чемпионат пришёл какой-то новый участник и легко его выиграл. Если исходить из того, что у водородных топливных ячеек есть определённый уровень эффективности, то его можно контролировать. Речь об энергии, которую выдаёт такая топливная ячейка, а она должна работать в очень суровых условиях. Таким образом, Extreme E – отличная платформа для продвижения таких технологий». Марк Грейн также заявил, что активные переговоры с рядом ведущих автопроизводителей уже ведутся, и интерес к новой серии в последнее время повышается. А пока на официальном сайте Extreme E можно найти только обещание, что «обратный отсчёт официально начался, и дебютный сезон стартует в апреле 2025 года». Напоследок стоит процитировать Алехандро Агага, исполнительного директора Extreme E, в январе посетившего завод французской компании Spark Racing Technology, где строятся машины Pioneer 25: «Произведены десять наших машин, и это очень важная веха, поскольку мы всё ближе к старту Мирового кубка Extreme E. Эти машины – не просто технологический прорыв, они представляют будущее экологически устойчивого автоспорта, и мы к нему готовы».