Стагнация, тлен и уныние. Как прошёл Дакар-2025 без КАМАЗа и МАЗа?
Третий год подряд ралли-марафон Дакар прошёл без российской команды КАМАЗ-мастер и вот уже четвёртый год на старте не было белорусской МАЗ-СПОРТавто. Сражение двух заводских команд гарантировано украсило бы грузовой зачёт. Без них самая тяжеловесная категория напрочь лишилась интриги и оказалась, без преувеличения, самой скучной в 47-м издании.
2 часа 21 минута
Фото: Мартин Мацик, Iveco Powerstar
Если в категории автомобилей лидер несколько раз менялся до предпоследнего этапа, а в мотозачёте счёт шёл на минуты, то в грузовиках с победителем всё стало ясно уже после четвёртого дня. Действующий победитель Мартин Мацик на Iveco оторвался на 45 минут. А через день он привёз всем ещё час!
Во многом такой «чудовищный» отрыв чешского гонщика был обусловлен неудачами его основных конкурентов. Алеш Лопрайс, Митчел Ван ден Бринк и Вайдотас Зала на стартовых этапах потеряли время из-за поломок, тогда как Мацик подобных проблем избежал. На следующих этапах гонщик и глава частной команды MM Technology тоже ехал в своей лиге и забрал в общей сложности пять из 12-ти спецучастков.
Всего на трёх СУ Мацик финишировал за пределами первой тройки, причём каждый раз становился четвёртым. Как итог, уверенная победа с отрывом… 2 часа и 21 минута. Показательно, что чех оказался единственным на Дакаре-2025, кто защитил звание действующего победителя. В категориях мотоциклов, внедорожников и багги победитель сменился.
«Сказали, что арестуют нашу технику». Пресс-конференция МАЗ-СПОРТавто. Главное
Лучший Дакар для бывшего соперника КАМАЗа
Алеш Лопрайс, Iveco PowestarФото: Dakar
Чешский гонщик Алеш Лопрайс в 19-й раз проехал Дакар в грузовом зачёте. Племянник шестикратного победителя Карела Лопрайса дебютировал ещё во времена проведения ралли-рейда в Африке. Он фактически единственный действующий участник, который конкурировал с двумя поколениями пилотов КАМАЗ-мастер — с Владимиром Чагиным, Фирдаусом Кабировым, а затем с Эдуардом Николаевым, Андреем Каргиновым, Дмитрием Сотниковым.
Несмотря на два десятилетия участия в Дакаре, Лопрайс может смело назвать прошедшую гонку лучшей в карьере в плане результативности. Впервые он выиграл пять этапов — столько же, сколько и Мартин Мацик. Мог бы Алеш потягаться с соотечественником и в генеральной классификации, если бы не проблемы с надёжностью в первой половине гонки. Из-за поломки мотора на своём Iveco новичок команды Жерара де Роя потерял два часа на пятом этапе. Ещё 40 минут ему стоила поломка на 48-часовом хроно-этапе несколькими днями ранее.
Всю оставшуюся часть ралли-рейда Лопрайс догонял молодого Митчела ван ден Бринка, которому после катастрофы на СУ5 проигрывал 20 минут. На финише в Шубайте ему не хватило пяти минут для того, чтобы отобрать у нидерландца второе место и повторить свой лучший результат на Дакаре. Этим, пожалуй, все спортивные события и борьба в категории грузовиков и ограничились.
Легенды «Дакара»: Пять самых успешных команд в истории ралли-рейда
Девять грузовиков Iveco в топ-10
Кес Кулен, Iveco PowerstarФото: Dakar
Скажем, прямо с конкуренцией в грузовом зачёте без КАМАЗа и МАЗа — прямо совсем беда. Да, остались одни частники, причём на машинах самых разных марок: Iveco, Tatra, DAF, Scania, MAN, Hino. Однако качество подготовки и конкурентоспособность этой техники настолько разные, что о равной борьбе и речи не шло.
Вдуматься, участников по седьмое место разделили 12 часов. При этом первые восемь на финише заняли экипажи на Iveco, а единственной маркой в топ-10 кроме итальянской стала Tatra. Экипаж на чешском грузовики занял десятое место, проиграв победителю 23 часа! Для сравнения, последнем Дакаре с КАМАЗом в 2022 году первую и десятую строчки разделили всего 6 часов.
Владимир Чагин: КАМАЗ оградили от Дакара военным забором
Результаты Дакара-2025 в категории грузовиков
Поз. Гонщик Машина Время/Отст. 1 артин Мацик Iveco 58:42.58 2 Мтчел ван ден Бринк Iveco +2:21.13 3 Алш Лопрайс Iveco +2:26.43 4 КесКолен Iveco +6.14.42 5 Вайдтас Зала Iveco +7:17.24 6 Марти ван ден Бринк Iveco +7:50.43 7 РихардДе Грот Iveco +12.05.21 8 Аня ванЛон Iveco +16:02.00 9 Томаш Вртны Tatra +23:41.24 10 Уильям ДеГрот Iveco +29:31.27
27% финишировавших
Маурик ван ден Хёвель, Scania LonestarФото: Dakar
Разрывы в общем зачёте грузовой категории катастрофические, а количество сходов просто зашкаливающее. Маршрут в пять тысяч километров преодолели 12 машин из 44-х стартовавших. Ещё шесть грузовиков доехали марафон в зачёте Dakar Experience, в котором можно продолжить участие после схода на спецучастке и ремонта.
Понятно, что техника тяжёлая, а маршрут многодневной гонки убойный, но 27% финишировавших без сходов… Тут, скорее, вопрос к качеству подготовки участников и техники, которое, похоже, для гонки международного статуса никуда не годится.
***
Без КАМАЗа и МАЗа грузовой зачёт на Дакаре, увы, превратился в гонку любителей. Конечно, эти любители присутствовали и раньше, но две заводские команды добавляли категории статусности и заставляли ведущих частников, как Team de Rooy, Eurol Rally Sport, MM Technology, тянуться за лидерами и развиваться.
За несколько лет без камазовцев и мазовцев класс грузовиков очень сильно сдал, в том числе среди лидеров. Если в 2023-м и 2024-м была хоть какая-то борьба и интрига, то теперь разрывы исчисляются несколькими часами, а до финиша добираются всего-навсего 12 участников. К слову, это на пять экипажей больше, чем выставили бы вместе КАМАЗ-Мастер и МАЗ-СПОРТавто…
Идеальная машина: как КАМАЗ-мастер стала сильнейшей командой в мире ралли-рейдов