Пилот Тупоносов: участие в бюджетном классе кольцевых гонок стоит до 1 млн
Запах жженой резины, рев моторов, звук пролетающих мимо автомобилей - картинки, отсылающие рядового болельщика куда-то в сторону "Формулы 1". Для любого поклонника автоспорта "Формула" - знак качества и абсолютная величина, по которой меряют все остальное. Она зрелищнее всех, смотрибельнее всех - и, конечно же, дороже всех. Однако в России существует собственная гоночная серия, мало в чем уступающая легендарной "Формуле". Участвующие в ней пилоты называют свой вид самым дорогим спортом страны - и не просто так. Впрочем, в отличие от легендарной гоночной серии, залететь на наши старты может любой желающий, у кого есть время, опыт и, конечно, огромные деньги. Речь о нашей серии кольцевых автогонок. Она проходит на автодромах мирового уровня - от уже почтенного "Московского кольца" до "Сочи Автодрома" и "Игоры Драйв", еще помнящих следы от шин болидов "Формулы 1". Соревнования ранжируют по классам - чем выше, тем круче. И, соответственно, дороже. Физики-ядерщики тюнингуют машины - кто такие бизнес-драйверы? Подсчитать все до копейки нам помог основатель и пилот команды GTE Racing Team Филипп Тупоносов, называющий себя "бизнес-драйвером". Собственно, с этого и начинаем: "У нас всего три полноценных команды, которые действительно живут на спонсорские деньги. Это "ЛадаСпорт Роснефть", "Лукойл Рейсинг Тим" и "ТАИФ Моторспорт". В этих командах едут профессиональные пилоты, которые за свои выступления получают деньги. Классные, быстрые ребята. Как правило, молодые. И от общего числа участников они составляют всего 10%. Большинство пилотов - так называемые бизнес-драйверы: параллельно они ведут свое дело и на нем зарабатывают. Поэтому, собственно, и "бизнес" - потому что в большинстве своем такое могут позволить себе собственники бизнеса. Соревнования идут в несколько дней, поэтому для нас создают все условия на месте. Есть палатка, где мы можем посидеть, заняться делами или провести встречу. На самой трассе оборудован кабинет, если нужно с кем-то созвониться, подключиться к совещанию". Пути становления "бизнес-драйверов" витиеваты и порой удивительны. Филипп, к примеру, по образованию инженер физик-теплоэнергетик, специальность - эксплуатация ядерных энергетических установок. После вуза идти работать на атомную станцию не хотелось. Повезло - сразу с выпуска позвали в частную фирму. "На дворе 2007 год, у меня зарплата 23 тысячи рублей до вычета налогов, - рассказывает он. - Поработал наемным сотрудником порядка семи лет. Со временем стал искать пути для дополнительного заработка и основал свою компанию. Параллельно пробовал разные бизнес-идеи, одной из которых был популярный в те годы автотюнинг, продажа автозапчастей. Мы очень быстро сообразили, как пользоваться PayPal, Ebay и так далее, таскали запчасти из Японии, из США. Затем я и сам загорелся автомобильной темой. У меня была Mazda 3, я ее затюнинговал. В какой-то момент решил - возьму ее и пойду поучаствую в гонках. Была тогда любительская серия - Russian Hot Hatch Championship. Тебе нужно проехать, как в режиме квалификации в обычных гонках, и поставить лучшее время круга. В этой серии я отъездил два года, потом понял, что уже наскучило, хочется чего-то серьезного, контактного. Так и попал в кольцевые гонки. Сейчас выступаю в классе S1600 - можно сказать, в самом простом. Занимал призовые места". Сейчас Филипп руководит собственным предприятием в сфере строительства компрессорных установок. Работа более 150 сотрудников ежедневно требует контроля, а дома ждет семья. Но отказываться от своего увлечения он не планирует - скорость и спортивный азарт не отпускают. Дробленый позвоночник и пламя в машине - чем опасны гонки? Главное, что отличает серьезные серии кольцевых автогонок от любительских - подход к безопасности. Бешеные скорости приводят к неизбежному риску, поэтому мало купить хорошую машину - перед выходом на старт необходимо как следует ее подготовить: установить каркас безопасности, спортивные сиденья, четырехточечные ремни, систему пожаротушения. Отдельного внимания заслуживает плотная фиксация пилота к сиденью. Расплата за оплошность - тяжелейшие травмы. "Почему, к примеру, ремни безопасности в машине так плотно сжимают пилота? Потому что во время любых автомобильных аварий люди часто умирают от отрыва внутренних органов, - говорит Тупоносов. - С хорошими ремнями тело надежно фиксируется к сиденью, и ты полностью защищен. Два или три года назад у одного из знакомых пилотов произошло несильное столкновение - одну машину развернуло, другая влетела в нее. Ничто не предвещало больших проблем, но у него по итогу оказался раздроблен позвоночник. К счастью, человек поправился". Одна из самых частых проблем на трассе - возгорание автомобиля. Со стороны выглядит жутко - а как ощущается внутри? "Два года назад на трассе загорелась машина, - вспоминает Тупоносов. - Секунд 20-30 пилот не мог из нее выбраться. Это достаточно долго, норматив для таких ситуаций - 8 секунд. Перед стартом сезона мы даже сдаем специальные тесты - в полной экипировке нужно успеть покинуть автомобиль за указанное время. Четыре года назад пилот "горел" на трассе - пламя пошло прямо в машину. Я сам несколько раз бывал в похожей ситуации, но, к счастью, все было не столь серьезно - просто дым из-под капота". В целом же статистика показывает, что большинство инцидентов - от плохой системы безопасности. Если соблюдаешь правила, если машина в порядке, все пройдет хорошо. Десятки миллионов рублей - просто за участие Плавно подбираемся к самому интересному - к деньгам. Прежде всего стоит сказать, что часто соревнования по кольцевым гонкам в России бесплатные. Правда, только для зрителей. А что же для пилотов? "Средняя стоимость участия в одном этапе в самом бюджетном классе - от 500 тысяч до миллиона рублей, - говорит Тупоносов. - В эту сумму подготовят машину, все настроят, предоставят базовый набор резины. В сезоне у нас 7 этапов - соответственно уходит от 4 до 7 млн. Если подняться повыше - к примеру, в мой класс S1600 - то здесь уже меньше чем за миллион этап точно не проехать. Следом идет класс Touring Lite - там уже примерно 1,5 млн за этап. Сезон обойдется где-то в 10,5 млн. Дальше у нас "Супер-продакшн" - от 1,5 до 2 млн. Самый дорогой класс называется GT4. В нем расценки от 3 до 4 млн за один старт. Второе по дороговизне - машина. Кто-то ее покупает, но можно взять и в аренду. В классе GT4 люди берут, к примеру, Mercedes - и приглашают к нему настройщиков из Европы, чтобы сразу все было готово. В моем классе можно купить готовую машину за 3−3,5. В "Супер-продакшн" ценник уже 5−7 млн. Ну а в GT4 - по 15−25 млн. Ну и самое дорогое - перегон автомобилей до места старта. Хорошие команды используют специальные фуры - тягач и огромный прицеп. Они не арендованные, все это тоже в собственности команд. Стоит это все вместе примерно миллионов 30. Это не расходы на каждый сезон - один раз купил и поехал, но все-таки. В общем, без денег сюда не приходите", - смеется он. С деньгами поняли - это безумно дорого. В таком случае возникает вопрос, а для чего это нужно? "Самое главное - возможность реализовать себя. Мужчины от природы азартные, нас манит скорость. Где еще это получить, если не в профессиональных гонках? Показывать себя нужно не на МКАД, пугая людей, а в среде единомышленников. И самое главное - с вниманием к безопасности", - резюмировал Тупоносов.