Финал сезона. Последняя гонка гибридных силовых установок 2014 года. Как много бензина утекло с тех пор. 250 Гран При назад (в воскресенье будет 251) начался этот поначалу почти беззвучный период и на этой неделе закончится. Этот период подарил нам 12 чемпионских титулов, а сколько чемпионов – трёх или четырёх – узнаем в этот уик-энд. Пока их трое: шесть титулов у Хэмилтона, один у Росберга и четыре у Ферстаппена. Строчка напротив 2025 года на кубке FIA на этой неделе заполнится. Гибридные турбомоторы пришли в Формулу 1 по инициативе автопроизводителей, руководство Renault угрожало закрытием проекта, если новые правила не будут приняты. Тогда было крайне важно, чтобы производители остались. Денег у них было много, продажи росли. Казалось, ничто не изменит устоявшийся порядок, но пришёл Covid и мир изменился. В 2026-м, при гораздо более простом регламенте на моторы, в Формулу 1 придут два новых автопроизводителя, а из прежних идей останется лишь (относительная) экологичность. P.S. До начала гибридной турбоэры моторы Renault были лучшим выбором Эдриана Ньюи, позволяя независимо программировать поток выхлопных газов, обеспечивая работу выдувного диффузора, благодаря которому машина ехала как по рельсам. На фото вверху – автографы инженеров Renault перед предстоящим Гран При Абу-Даби, последней гонкой с участием моторов из Вири в Формуле 1. Действующий регламент на шасси создавался с другой благой целью – коллектив опытных старожилов Формулы 1 (Росс Браун, Пэт Симондс) по просьбе Liberty Media написали правила, чтобы можно было обгонять, чтобы машины не оставляли за собой мощный турбулентный след, чтобы «как раньше». Регламент с граунд-эффектом должны были внедрить в 2021-м, но из-за пандемии перенесли на 2022-й. И вновь получилось наоборот. Обгонов не добавилось, а вот проблем – выше крыши, одна раскачка чего стоит. Команды потратили несколько лет, чтобы гонщики не скакали в кокпитах, но проблема проявляется и сейчас – в Лас-Вегасе McLaren дисквалифицировали за износ контрольной планки именно из-за раскачки. В Катаре гонщиков спрашивали об отношении к уходящему регламенту. Ответ определялся достигнутыми результатами, но в итоге почти все согласились с тем, что об этом регламенте лучше поскорее забыть. Перевернуть страницу – и оставить в прошлом с надеждой на лучшее. Один из гонщиков этой великолепной тройки в воскресенье станет новым чемпионом мира. Сезон у них складывался по-разному, но к финалу они подошли почти на равных. У каждого по семь побед. У Ландо Норриса 408 очков, у Макса Ферстаппена 396 (- 12 очков), у Оскара Пиастри 392 (- 16 очков). Ландо достаточно финишировать третьим, чтобы стать 76-м чемпионом мира в истории Формулы 1, но мы отлично помним, что в финале сезона всё порой складывается нелинейно. Ставки слишком высоки. В 2025-м сезон продолжался 266 дней – с шестнадцатого марта по седьмое декабря – и второй год подряд включал рекордные 24 Гран При – из них шесть с субботним спринтом. Этот сезон стал первым в Формуле 1 и весьма успешным для Кими Антонелли, Айзека Хаджара и Габриэля Бортолето – все трое двигаются дальше. Он стал последним в Формуле 1 для моторов Renault, которые дебютировали в 1977-м, и для команды Sauber, дебютировавшей в 1993-м. Если год назад кадровые перемены произошли почти во всех командах, то при смене регламента все постарались обеспечить максимальную стабильность. Пока на 2026-й заявлен только один дебютант – Арвид Линдблад в Racing Bulls, а два опытных гонщика вернутся после паузы – Валттери Боттас и Серхио Перес, подписавшие контракт с Cadillac. Ну а пока впереди Гран При Абу-Даби, новогодние и рождественские праздники, а уже в январе начнутся презентации новых машин и зимние тесты. Снег не успеет сойти, как начнётся новый сезон!