«Вдохнуть можешь, а выдохнуть — нет»
В 90-е российские баскетболисты чуть не стали чемпионами Европы. Но их решили отравить.
16 марта 1995 года московский ЦСКА впятером вышел играть против десяти баскетболистов греческого «Олимпиакоса». Половина состава армейцев накануне матча за право сыграть в финале чемпионата Европы попала в больницу. Как выяснилось, в бутылки с водой, которую пили москвичи, был подмешан сильный психотропный препарат. Кто и почему хотел отравить молодую команду, которая претендовала на победу, разбиралась «Лента.ру».
Вода по акции
В 1995 году московский ЦСКА едва сводит концы с концами. Игроки команды получают мизерные зарплаты (да и те часто задерживают) на матчи летают рейсовыми самолетами. Руководство клуба тогда еще и плохо ладит с боссами федерации баскетбола. При этом армейцы феерят в клубном чемпионате Европы — так тогда называлась нынешняя Евролига. Команда, в которой не было ни одного легионера, в которой играют баскетболисты 20-24 лет, ведомая молодым тренером Станиславом Ереминым, на групповом этапе занимает третье место, обыгрывая, например, мадридский «Реал».
Армейцы вышли в четвертьфинал. Греческий «Олимпиакос», второй по размеру бюджета клуб Европы на тот момент, был одним из главных фаворитов чемпионата, к тому же, клуб нуждался в победе хотя бы из-за лишних четырех миллионов долларов, которые поступили бы в казну. Агрессивный и молодой ЦСКА в сравнении со звездами греческого клуба все же казался проходимым соперником, и тем более шокирующим был результат первого поединка: он прошел в Москве и завершился со счетом 95:65 в пользу хозяев. Армейцы привезли «Олимпиакосу» аж 30 очков — это был разгром.
Следующие две игры проходили в Греции. Для выхода в финал четырех российскому клубу нужно было победить в одной из них, в то время как у «Олимпиакоса» права на ошибку не было. Играть в Греции, хоть в баскетбол, хоть в футбол — ад, причем для обеих команд. Своих здесь обожают и ждут от них только победы, потому фанаты используют любые методы, лишь бы дезориентировать и деморализовать соперника. Но если свои, даже с такой помощью, проигрывают... В общем, из дома им тогда лучше не выходить.
Второй матч прошел нервно, но «Олимпиакос» армейцев все же дожал — 86:77. 12-тысячная арена опустела, на следующий день российские баскетболисты проводили здесь тренировку. Один из сотрудников греческого клуба еще до первой игры притащил упаковки с водой — ее, как правило, предоставляет принимающая сторона. Ее москвичи пили во время матча, ее же — во время тренировки между играми. «После игры я, как обычно, предложил ребятам забрать в гостиницу оставшиеся бутылки. Никита Моргунов схватил одну, надавил — и увидел, что из нее идет маленькая струйка», — вспоминает массажист ЦСКА Аскер Барчо.
Тогда на это никто не обратил внимания. Василий Карасев рассказывал, что у игроков во время выездов денег не было, в общем-то, ни на что, так что ту же воду, любезно предоставленную «Олимпиакосом», они разбирали в свои номера.
Наркоманы и допингисты
Недомогание некоторые игроки армейцев почувствовали сразу же после первой игры, но его легко можно было списать на усталость. У кого-то заболела голова, кто-то впал в некое подобие депрессии, кто-то просто испытывал жуткую слабость. «Карасев говорит: "Если бы у меня сейчас был пистолет — застрелился бы". "У меня то же самое", — отвечаю», — описывал диалог с партнером Евгений Кисурин. Здоровые двухметровые мужики, всегда находившиеся в идеальном физическом состоянии, после первого матча в Афинах были просто раздавлены. Но это было лишь начало — худшее ждало российских баскетболистов на следующий день.
Сперва на тренировке стало плохо Никите Моргунову — тому самому, кто заметил дырку в бутылке. Во время разминки он бросал из штрафной зоны, наклонил голову в сторону, а поставить ее прямо не сумел — свело. Тренер Еремин подумал, что молодой подопечный решил подшутить — иначе зачем ему так долго стоять в таком положении? Но тут у Моргунова схватило спину, у него подкосились ноги. В таком состоянии его утащили с площадки, а следом за ним свалился Игорь Куделин — атакующий защитник ЦСКА. Эта пара первой попала в больницу.
Накануне решающего матча один за другим на больничные койки свалились в общей сложности пять игроков ЦСКА — это половина всего состава команды. Никто из них не получил адекватной помощи — сначала греческие врачи пытались заставить их признаться в употреблении каких-то наркотиков. В то же время Моргунов и Куделин, помимо судорог, испытывали проблемы с дыханием. «Представьте состояние: вдохнуть можешь, а выдохнуть — нет. Конечно, у меня был шок», — вспоминает Никита. На тот момент существовал реальный риск того, что кто-то из спортсменов просто не доживет до следующей игры с «Олимпиакосом». При этом греки взяли мочу армейцев на анализ и никаких следов отравления не обнаружили.
Утром 16 марта Станиславу Еремину нужно было решить: выпустит ли он свою команду на площадку или нет. Представители ЦСКА в тот день связались с офисами Российской федерации баскетбола (РФБ) и Международной федерации баскетбола (ФИБА), однако ни там, ни там перенести игру им никто не предложил. Вот что говорит менеджер армейского клуба Юрий Юрков об ответе, пришедшем из Москвы: «Верх взял патриотический дух: умереть, но отомстить грекам на площадке. Хотя у меня эта позиция вызывала большие сомнения». Спартанцев было аж триста, а армейцев на тот момент осталось лишь пятеро.
В ФИБА также отказались идти российскому клубу навстречу. Комиссар матча не стал брать на себя ответственность о переносе игры, ведь все билеты на стадион были раскуплены, а права на показ матча реализованы. Минимум для команды, играющей в турнире, — это пять игроков. Ровно столько и было у ЦСКА. Получается, какие могут быть проблемы?
Вопрос времени
Верить в чудо — штука странная, особенно когда дело касается спорта. Профессиональные спортсмены годами готовятся, тренируются, совершенствуются, чтобы самим решать исходы матчей, а не полагаться на то самое чудо. Но есть вещи, к которым не готовит ни один тренер и даже сама судьба. Перед судьбоносным матчем с «Олимпиакосом» состав ЦСКА, и без того не самый глубокий, сократился наполовину. Даже сам факт того, что на встречу удалось наскрести больных, едва готовых, но все же баскетболистов, уже тянул на звание чуда. А те же, кто лежал в больнице, верили во что-то уж совсем невероятное.
Пятерка армейцев, героев, по хорошему говоря, на арене «Мира и дружбы» (там играет «Олимпиакос») в свой адрес еще до начала поединка услышала оглушительный свист и улюлюканье. Еще бы, вся Греция была убеждена в том, что игроки ЦСКА, одержимые победой над «Олимпиакосом», вместо тренировок накачивались допингом, да так перестарались, что в итоге слегли в больницу почти в полном составе. Во всяком случае, таким был основной посыл греческой прессы, писавшей о произошедшем накануне матча.
Так вот, Еремин поглядел на выживших (на площадку в итоге вышли Сергей Брезин, Андрей Спиридонов, Игорь Курашов, Алексей Вадеев и Евгений Кисурин) и грустно пошутил: «Так, ребята, стартовая пятерка выглядит таким образом...». И эта пятерка вдруг начала возить греков по их же площадке, до 16-й минуты матча ведя в счете и вводя буквально всех в недоумение — мол, как это вообще возможно? Но даже несмотря на это, поражение армейцев казалось делом неизбежным: просто не может одна пятерка отыграть в таком темпе всю встречу.
Тогда баскетбольные матчи проходили в формате «два тайма по 20 минут», то есть у спортсменов из ЦСКА был лишь один перерыв, чтобы отдохнуть и остыть. На кадрах с того матча видно, как игроки, еле живые, во время передышки пытаются поймать воздух, как их обмахивают полотенцами, как их поливают водой. Еще труднее стало почти сразу после перерыва, когда пятый фол получил Курашов. ЦСКА остался вчетвером против пятерых соперников. Вообще, в баскетболе существует негласное правило, согласно которому тренер команды-соперника уравнивает составы и добровольно уводит одного игрока, но наставник «Олимпиакоса» делать это отказался.
Потом Спиридонов получил травму и сел на скамейку перематывать колено. Армейцы втроем против пятерых соперников, конечно, смотрелись беспомощно: каждого игрока в красной майке разом атаковали двое-трое греков, пользовавшихся своим преимуществом. Не фолить было невозможно — и вот пятое нарушение и удаление с площадки получил Вадеев. Спиридонов, перемотанный и еле живой, вернулся на площадку. Бегать он уже не мог, но бросать в кольцо — вполне.
Имея 2,5 человека в соперниках и 20 очков преимущества, тренер «Олимпиакоса» все же решился снять двух своих баскетболистов с игры. На исход это, понятно, не повлияло. Греки выиграли — 79:54.
Дырки в бутылках
Сейчас такое трудно представить, но тогда, в 1995-м, эта история с бутылками была просто спущена на тормозах. У ЦСКА банально не было денег на то, чтобы провести оперативное расследование, чтобы, в случае чего, отправить своих представителей в европейские суды. Ничего этого сделать было нельзя.
Но в Москву армейцы привезли одну из бутылок с водой, которой их поили в Греции, и отправили ее в лабораторию. По результатам экспертизы выяснилось, что в жидкость попал галоперидол — сильное психотропное вещество, причем его концентрация в воде была натурально лошадиной. Сейчас участники того матча говорят, что все они выжили после этого по чистой случайности.
Галоперидол при неправильном применении оказывает сильное влияние на пищеварительную, дыхательную и сердечно-сосудистую системы, приводит к депрессии, бессоннице и галлюцинациям — все это было у пострадавших игроков ЦСКА. По всей видимости, в воду он попал через шприц, воткнутый прямо в бутылку. Не зря же Моргунов обнаружил маленькую дырку? Но никакого продолжения, никакого расследования и никаких наказаний не последовало. И вот вопрос: а кого нужно было наказывать?
Даже в ЦСКА не верят, что на такое были способны руководители «Олимпиакоса». Да, победа ему была необходима, но греческий клуб слишком солиден для таких методов. Впрочем, не исключен и тот факт, что кто-то из административного состава, кто-то, кто мог потерять работу в случае поражение от армейцев, нашел такой способ избежать увольнения. Такую версию, например, озвучивал тренер Еремин. Впрочем, узнать наверняка не удалось и ему.
Вообще, разные слухи ходили о суммах, которые разыгрывались на подпольных тотализаторах. На победу «Олимпиакоса» ставились огромные деньги, и упустить их греческие букмекеры не могли. Кто-то считает даже проще: один из фанатов настолько далеко ушел в своем безумном желании увидеть победу команды над ЦСКА, что проник в отель и подмешал в напитки армейцев этот препарат.
Больше 20 лет спустя Сергей Панов, один из попавших в больницу накануне игры баскетболистов ЦСКА, вспомнил даже такой случай. К нему перед игрок подошел один из представителей делегации ФИБА и предложил «проконтролировать» исход матча — слить его, то есть. За деньги. Панов отказался и об этом предложении партнерам решил ничего не говорить. В ответ на это неназванный делегат сказал: «Ну, ладно тогда, не обижайтесь».
Этот случай — темное пятно на истории баскетбола, причем во всех смыслах. История эта настолько же непонятная, насколько позорная. И вряд ли когда-нибудь кто-то сможет ответить на вопрос: а кто подсыпал препарат в бутылки игроков ЦСКА?