Владимир Китанович: "Ошибка Павкова? Ответственность за командную неудачу не должен нести один человек"
Что интересного на Всероссийской конференции по спортивной психологии? Эксперт bobsoccer.ru о мероприятии «Газпром» Академии «Зенита» По приглашению «Зенита» я стал слушателем Всероссийской конференции по спортивной психологии «Актуальность психологического сопровождения на различных этапах спортивной подготовки», которая проходит на базе центра повышения квалификации с 26 по 27 августа в рамках XV международного юношеского турнира памяти Юрия Андреевича Морозова. На улице Верности, 21, встречаю старых знакомых: вот Константин Зырянов, недавно давший bobsoccer.ru эксклюзивное интервью (в конференц-зале расположились рядом друг с другом). Вот Олег Власов, на ходу бросающий фразу: «Все в порядке, трудимся!». Вячеслав Родин, с которым, кажется, тысячу лет назад делали репортаж для «Зенита-XXI» в больнице после очередной операции (Родин работает с командой Академии 2011 года рождения). Обнялись с Максимом Мосиным – на мой взгляд, одним из самых талантливых тренеров Академии. Перед выходом в конференц-зал с нами здороваются два юных зенитовца из команды 2007-го года рождения, участвующих в турнире Морозова. Имен, к стыду своему, не знаю, но, не скрою, приятно: молодое поколение растет культурным и интеллигентным. Конференцию открыла кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии НГУ имени Лесгафта Ирина Геннадьевна Станиславская. Тема ее выступления – «Актуальность психологического сопровождения юных спортсменов в игровых видах спорта». Пересказывать полуторачасовое выступление не стану, приведу лишь основные тезисы: Важно корректировать эмоциональное состояние ребенка. Спортсмены не заучивают действия, задача тренера – в научении отыскивать и передавать такую команду, которая в условиях каждого конкретного повторения движения приведет к требуемому двигательному результату. Актуально переключение с речевой на моторную деятельность (детям надо проговаривать то, что они делают). В 6-7 лет тренер должен помогать ребенку выстраивать целеполагание, в этом возрасте не сформирована целостность восприятия. Для младшего школьного возраста в тренировочный процесс важно вводить танцевальные элементы, которые оказывают позитивное влияние на пластику тела, выполнять упражнения не только с открытыми, но и закрытыми глазами. Петь (не поверите), выполнять дыхательную гимнастику. Уметь вырисовывать (!) свои действия («Я отдаю мяч Сереже, который затем передает мяч Саше»), затем пробовать выполнять эти упражнения на практике. Цель тренировки важно записывать на бумаге (психолог «Црвены Звезды» Владимир Китанович советует впоследствии эти листы рвать). Ирине Геннадьевне задал следующий вопрос: - На ваш взгляд, перечисленными вами знаниями должен владеть тренер, или это задача специально обученного человека? - Считаю, что в каждом клубе должна быть введена штатная должность спортивного психолога, - ответила Станиславская. Пожалуй, соглашусь. Владимир Китанович, помимо «Црвены Звезды» работающий в министерстве спорта Сербии, рассказал о влиянии спортивной психологии на работу с игроками юношеских команд. По мнению сербского специалиста, психолог помогает детям в мотивационной установке, самодисциплине, помогает справиться с давлением, повышает самооценку («позитивное восприятие себя»), регулирует эмоции и участвует в расстановке приоритетов, учит умению соблюдать баланс между обязанностями и отдыхом, развивает коммуникативные навыки. Китанович ознакомил слушателей с мотивационными приемами и привел техники когнитивно-поведенческой терапии. В качестве примера рассмотрел варианты психологических самоустановок при пробитии одиннадцатиметровых: одни дети, подходя к мячу, говорят себе «Я должен забить», другие – «Я должен не промахнуться» (этот опрос провел и я на сегодняшней тренировке, трое из одиннадцати выбрали вариант Б). Негативные установки, по мнению Китановича, требуют большего времени на выполнении задания (дети, боящиеся промаха, чувствуют неуверенность и чаще ошибаются), важно помогать детям формулировать цель в позитивном ключе. Спросил у сербского специалиста, как с детьми обсуждать автогол Милана Павкова в ответном квалификационном матче Лиги чемпионом «Црвена Звезда» - «Маккаби» (присутствующие в зале сербские тренеры громко вздохнули и синхронно развели руками). - Ошибка не должна перечеркивать прежние достижения, - сказал Китанович, - и, конечно, ответственность за командную неудачу не должен нести один человек. Сегодня второй день работы конференции. Перед нами выступит кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии СПбГУ и НГУ Ольга Валентиновна Коршунова («Регуляция неприятных эмоциональных состояний в спорте»), а затем состоится дискуссионный клуб «Видение тренером роли психолога в команде» с участием Андрея Аршавина, Владислава Радимова, Константина Коноплева, Ирины Рюхиной (спортивный психолог «Газпром» – Академии), Андрея Лексакова (спортивный директор РФС) и Ивана Шабарова (старший тренер юношеской сборной России U-18). Фото автора