Фильм «Оливье»: новаторская духоподъемная комедия со слишком философским вайбом

Отечественные кинематографисты решили создать праздничное настроение российскому зрителю и в преддверии Нового года готовят к выпуску фильм «Оливье».

Фильм «Оливье»: новаторская духоподъемная комедия со слишком философским вайбом
© Слово и Дело

Режиссеры киноленты Андрей Никифоров («Умная Маша») и Игорь Четвериков («Правила геймера») обещают продемонстрировать своеобразный калейдоскоп историй, навеянный работами великих мастеров – Эльдара Рязанова и Георгия Данелии. Мелодраматичная комедия должна напомнить публике о семейных ценностях и традициях, собирающих за общим столом разновеликие поколения. Однако создатели уверяют – «этот салат запомнится надолго» благодаря сюжетным перипетиям и некоторым довольно новаторским решениям. Насколько зрительское восприятие фильма совпадает с представлениями съемочной группы – разбиралась команда «Слово и Дело».

Мы делили апельсин…

Полуторачасовая экранная постановка по сценарию Сергея Зюзина («Интерны») познакомит зрителей с известным сатириком и артистом Михаилом Вериным (Сергей Шакуров), его многочисленной семьей и их бесконечными проблемами. Каждый год в преддверии долгих зимних праздников дедушка прилетает из Минска в Москву, чтобы собрать своих наследников за праздничным столом во главе с фирменным салатом «Оливье». Михаил любит это блюдо еще со времен дефицитного Советского союза, когда оно было редкостью для обычных граждан. Правда, в зажиточном семействе Вериных салат с диковинным горошком и редкой докторской колбасой никогда перебоя не было – все благодаря карьерным заслугам главного героя. Однако на этот раз Михаил решает добавить новый «ингредиент» в семейные посиделки – молодую невесту совсем неславянской внешности. Но пока спешащие к застолью родственники даже не догадываются о существовании мулатки по имени Любовь (Тереза Диуро), первыми все об отношениях персонажей узнают зрители. К слову, благодаря юмористическим талантам, отмеченным самим Генсеком ЦК КПСС Михаилом Горбачевым, дедушка нажил потомкам и немалое наследство – огромная квартира в центре российской столицы, которая при продаже потянет на сумму с девятью нулями. Поэтому появление еще одного возможного члена и без того большой семьи нарушает всю иллюзорную гармонию. Оказывается, практически каждый из основных действующих лиц семейства имеет собственные виды на «мажорную» жилплощадь. Старший сын Виктор (Станислав Дружников) со своей женой Кариной (Ирина Пегова) готов «распилить» квартиру для завершения ремонта в собственном доме. Средняя дочь Саша (Марина Петренко) – самодостаточная и одинокая бизнес-вумен, вроде бы, не претендует на люксовые апартаменты своего детства. Но при близком рассмотрении оказывается, что ей тоже не помешало бы приданое. Вдруг, какой-нибудь принц с обручальным колечком только и ждет ее подпись в кадастровых документах. Младшему Игорю (Антон Денисенко), на первый взгляд, тоже не нужны никакие обязательства в виде недвижимости, а также автомобиля и официальной супруги. Как раз это и беспокоит его «жену» Лизу (Елена Полянская). Но единственное, что хочет ее молодой человек – облагородить собственный стартап-проект, а для этого нужны, конечно же, деньги. И, желательно, от квартиры отца. Кому действительно оказывается не нужна жилплощадь – 17-летний ребенок старшего сына – Димка (Егор Сазыкин). Ему одному общение с родственниками пока интересно и без финансовой подоплеки. Вдобавок, он хочет познакомить с любимым дедом свою герлфренд по имени Алина (Виктория Разумовская). С Димки же и начинается «представление» каждого члена семьи. Вот только это не обычное экранное повествование, а своеобразный стендап-монолог, по которому можно судить о подноготной героев. А каждый рассказ можно назвать аллегоричной зарисовкой на тему: семья для меня – это…

«Мне нравится, что в нашем кино не обошлось без определенного новаторства. Каждый герой на протяжении фильма выступает со своим стендапом – «внутренним монологом». Такой формат для меня самого было интересно попробовать», – признался актер Антон Денисенко.

Да и для самого зрителя такой пересказ оказывается довольно понятным и приятным. Если бы не одно но…

Аллегория на метафоре и синекдохой погоняет

Начнем с того, что для самих авторов фильма салат «Оливье» – это метафора семьи. Правда, доносится это до зрителя устами Димки.

«Там много разных ингредиентов, а все вместе – это уже полноценное блюдо. Но даже если вы нашли идеальный рецепт, ни в коем случае нельзя расслабляться. Оливье, как и семью, испортить легко: у кого-то жена – майонез – превысила жирность, у кого-то колбаса со временем не по госту, у кого-то дед заветрился», – декламирует с экрана персонаж Егора Сазыкина.

Герои сравнивают свои семьи с ломбардом, салатами, поездами, автомобилями и каршерингом, фильмами Звягинцева, туфлями и даже с сосисками. И, если честно, эта вся пышущая иносказаниями феерия превращается в голове зрителя в тот самый салат. Только обильно так заправленный майонезом, который ты через силу ешь седьмой день подряд. Простите, слишком много аллегорий в картине, что тоже захотелось… И вроде бы срабатывает задумка авторов о том, чтобы каждый зритель смог для себя найти близкого по духу персонажа, с которым сможет себя ассоциировать, чьи проблемы и мысли будут понятны. Но уже к третьему герою немного устаешь вникать в высокопарные эпитеты, проводить параллели, пусть вся суть на поверхности. И желаешь просто обычной человеческой речи для праздничного настроения и легкого сердца. Все-таки проблем к концу года не убавляется и хочется от них отмахнуться за просмотром комедии. Да и какие уж тут праздники, когда ты стал невольным гостем на чужой ссоре. И ведь уйти посередине перепалки, не назначив виноватого – тоже как-то не по-людски. А это, к слову значит, что в фильм действительно погружаешься и невольно проникаешься. Благо, зрительское терпение достойно вознаграждается непривычным финалом: он, вроде бы неожиданно печальный для заявленного комедийного жанра, но при этом, довольно предсказуемый, а где-то даже слегка жестокий. Вдобавок, чувствуешь себя слегка обманутым: обещали новогоднее настроение и духоподъемный фильм, а по итогу – начинаешь анализировать свою жизнь, чужую и грустно философствовать. Да еще и вкусный «Оливье» захотелось.

Цель поражена

Немного сглаживается это ощущение вселенной тоски благодаря хорошо подобранному актерскому касту: на экране видишь таких «теплых» и «уютных» артистов, буквально родных. И эти единение и «семейность» греют душу. Сразу хочется обзвонить всех своих, собраться и понять – у нас не так, мы просто любим друг друга без алчности и подковерных игр. И тут понимаешь, что одна из запланированных съемочной командой идей все-таки была «поражена» в самый центр мишени.

«Мне очень хочется, чтобы наш фильм понравился зрителям! В этой истории раскрываются темы семьи и человеческих взаимоотношений родителей, родителей и детей, взаимоотношений на работе, которые есть у всех и понятны всем. Ведь за усталостью и рутиной мы иногда забываем спросить искренне и с любовью своих родных и близких: «Как дела?» А этот фильм позволит взглянуть на себя со стороны и поможет сделать жизнь чуточку лучше и счастливее», – в подтверждение ответил актер Станислав Дужников.

Зато нет никакой атмосферы праздничного предвкушения и новогодней суеты, царящей, к примеру, в «Иронии судьбы», ставшей для режиссеров главным референсом при работе над «Оливье». Собраться-то хочется, но отмечать счастливый переход к новым 12 месяцам – навряд ли. И если к любимой классике хочется возвращаться из года в год, нарезая или поедая салат в ожидании боя курантов, то после «Оливье», как после качественной ссоры, хочется забыться или хотя бы вынести ценные жизненные уроки.

Поэтому, если ваш дом давно украшен, подарки куплены, а новогоднего настроения в переизбытке – смело добавляйте в «закладки» стримингов этот фильм и усаживайтесь поудобнее. А если вы только в поисках праздничного вайба – смело отложите «Оливье» на будущий год.

Напомним, цифровая премьера «Оливье» от кинопрокатчика Russian World Vision запланирована на 29 декабря 2022 года и состоится

эксклюзивно в трех онлайн-кинотеатрах: «Кинопоиск», Premier и Wink.