Войти в почту

Известный российский журнал рассказал о трагедии секретного агента Демьяна из Вологды

В очередном номере издающегося в Петрозаводске (Карелия) престижного толстого литературного журнала «Север» (№ 3-4 за 2023 г., 12+), в котором в своё время печатался в том числе вологодский классик Василий Белов, опубликован большой очерк Алексея Кудряшова «Чужой среди своих».

Известный российский журнал рассказал о трагедии секретного агента Демьяна из Вологды
© Вологда.рф

Это значительно расширенная и дополненная версия расследования, изначально напечатанного в газете «Вологда.РФ» под заголовком «Опасные тайны Демьяна» (в номере от 13 июля 2022 г.).

Дело рабочего Главных железнодорожных мастерских (ныне — Вагоноремонтный завод), одного из лидеров предреволюционной Вологды Александра Григорьевича Коншина, получившего оперативный псевдоним Демьян и снабжавшего Вологодское губернское жандармское управление ценной информацией о деятельности социал-демократов, по сей день хранится в архиве УФСБ России по Вологодской области и даже спустя более чем столетие не рассекречено. Возможно, секретность связана с тем, что в 1926 году по делу разоблачённого агента прямо в Кремле, «на квартире товарища Ленина» была допрошена сестра «вождя мирового пролетариата» Мария Ульянова, которая была в Вологде в ссылке и якобы пострадала от действий Демьяна. Уже потом выяснится, что обыски у неё проводились не по вине Коншина.

В опубликованном очерке впервые подробно прослеживается судьба приехавшего в Вологду из-под Нюксеницы сына крестьянина, оказавшегося в жерновах революционных событий, а затем ошельмованного своими же товарищами по борьбе и отданного под суд. Отсидевший пять лет за работу на царскую охранку Коншин перебрался затем из Вологды в Нижний Тагил, но в 1940 году был арестован там повторно по «модной» статье «за антисоветскую агитацию». Он получил ещё семь лет, но из тюрьмы так и не вышел: в 1942 году у него не выдержало сердце. У него остались жена и дочь-школьница…

В 1993 году Александр Григорьевич Коншин, вошедший в историю Вологды как главный революционный «предатель», был реабилитирован по инициативе Вологодской городской прокуратуры.