Биография президента «Автодора» Владимира Родионова, который умер 18 декабря

Президент «Автодора» скончался 18 декабря на 77-м году жизни.

Биография президента «Автодора» Владимира Родионова, который умер 18 декабря
© Чемпионат.com

В понедельник стало известна шокирующая новость: ушёл из жизни многолетний президент саратовского «Автодора» Владимир Евстафьевич Родионов.

Это был человек с непростым характером, который любил баскетбол всем сердцем — сердцем, которое не выдержало операции. Многие его называли патриархом российского баскетбола. «Чемпионат» подготовил материал об одной из самых ярких персон, которую мы потеряли.

Предисловие

Владимир Родионов занимал пост президента «Автодора» на протяжении 41 года. С его именем неразрывно связаны все победы, достижения и развитие саратовского клуба. Владимир Евстафьевич неизменно уделял особое внимание подготовке и развитию молодых игроков, внеся неоценимый вклад в развитие всего отечественного баскетбола.

Под руководством Родионова «Автодор» дважды выигрывал регулярный чемпионат Суперлиги, четыре раза становился серебряным призёром чемпионатов России и дважды – бронзовым, а также на протяжении 17 сезонов представлял страну в европейских клубных турнирах. В 2005 году в качестве генерального менеджера Владимир Родионов привёл «Динамо» из Санкт-Петербурга к победе в Кубке Вызова и бронзовым медалям чемпионата страны.

Две жизни одного человека

Владимир Родионов родился в Казани 31 мая 1947 года, однако никогда не был связан с баскетболом в Татарстане. Он шутил: «Родился в Казани, бежал от татаро-монгольского ига в Саратов».

О нём не так много известно, даже нет страницы в «Википедии». В связи с этим приходится собирать информацию по крупицам из открытых источников.

До 1982 года Родионов выступал за саратовский «Спартак» в качестве игрока, а затем стал главным тренером и президентом клуба. Впоследствии команду переименуют в «Автомобилист», затем — в «Автодорожник», а в 1996 году — в «Автодор».

Параллельно Родионов был бизнесменом. Фактически его жизнь разделилась на две части: одна была на баскетбольном паркете, а другая — в предпринимательских делах.

За пределами площадки он занимался, в частности, нефтью, заводами, недвижимостью. Форму «Автодору» пошивали на фабрике, которая принадлежала Родионову. Там же было общежитие, куда свозили юных талантов, приглянувшихся тренеру. Успехи «Автодора» отмечались в ресторанах, которыми владел тренер и президент.

В 1996 году Родионов практически стал губернатором Саратовской области, но, согласно разным источникам, в последний момент «вмешались силы извне». Спустя три года он пытался попасть в Думу, но также безуспешно. Ведь параллельно со всеми этими делами нужно было уделять время и силы баскетболу.

«В 90-х развалилось финансирование, и я начал содержать команду за свой счёт. До того, как правительство стало давать мне денег, я столько своих угробил… Как всё успевал? Сейчас вспоминаю и не понимаю. Вставал в 6:00 утра, а мог вернуться домой и в 2:00. Тогда не знал, что такое усталость».

Родионов был основным человеком в сфере местного нефтяного бизнеса. Его масштабность помогла выиграть государственный тендер на разработку месторождений в Самарской области. Родионов обошёл самого Михаила Ходорковского* (* — физическое лицо, исполняющее функции иностранного агента), который пытался судиться, оспаривая решение тендерной комиссии. Однако суд признал интересы Родионова законными.

«Хорошо, что я остался жив. В то время отстреливали нормально людей. Нефтяной бизнес — страшное дело», — рассказывал Родионов.

Владимир Естафьевич признавался, что спортивное прошлое помогало ему и в бизнесе: быстрое принятие решений, здоровье было подспорьем в больших застольях, во время которых решались ключевые вопросы.

Почти всё время, как минимум с середины 90-х, вокруг «Автодора» было больше новостей о нехватке бюджета, нежели о каких-то спортивных достижениях. СМИ и сам Владимир Родионов пугали болельщиков переездом команды в другой регион. В частности назывались Нижний Новгород, Москва, Самара, Подмосковье и Ростов.

В итоге Родионов в 2004 году перевёз основную команду, которая получила название «Динамо», в Санкт-Петербург. В клуб был приглашён Дэвид Блатт, а затем даже был выигран Кубок Вызова — третий по значимости европейский турнир под эгидой ФИБА. Однако команда просуществовала всего два года и была расформирована из-за нехватки бюджета.

Де-юре «Автодор» не прекращал своё существование. После переезда Родионова в Санкт-Петербург саратовский клуб добровольно понизился в Суперлигу «Б». Организация через тернии прошла испытания низшими лигами, в том числе с Родионовым, который вернулся в родной клуб, и 10 лет спустя вошла в состав участников Единой лиги ВТБ.

И всё же «Автодор» известен не только проблемами с бюджетом, но и тем, что у Родионова начинали свой профессиональный путь многие звёзды российского баскетбола. В частности Евгений и Захар Пашутины, Виктор Хряпа, Сергей Моня, Владимир Веремеенко, Семён Антонов, Артём Клименко, Никита Михайловский и другие.

Родионов был особенным руководителем и человеком, об этом говорят все, кто с ним так или иначе взаимодействовал. Где-то он мог быть резок и жесток, но всё это было ради идеи, результата. Можно точно сказать, что он очень переживал о том, что так и не привёл «Автодор» к чемпионству, и ему было трудно смириться с тем, как команда изменилась в последние годы.

В какой-то степени он был последним из плеяды подобных руководителей, последним из могикан. Безусловно, с ним ушла эпоха, эпоха не только «Автодора», но и всего российского баскетбола.