Марина Цветаева: Психея русской поэзии
К 132-летию со дня рождения великой поэтессы
Сегодня, 8 октября, исполняется 132 года со дня рождения Марины Цветаевой — одной из самых трагичных и блистательных фигур в русской литературе. Ее жизнь — как поэзия, насыщенная эмоциональной глубиной и драматизмом. Писательница, исследовательница и старший научный сотрудник Дома-музея Марины Цветаевой Наталья Шаинян на презентации своей книги "Психея. Фотолетопись жизни Марины Цветаевой" рассказала о судьбе великой поэтессы так, как это не делал никто ранее — через концепцию ее души, Психеи.
Душа против плоти
Марина Цветаева называла себя Психеей — древнегреческим символом души, противопоставленной плоти. Именно этот образ стал ключевым в биографическом исследовании Натальи Шаинян. Поэтесса, по ее мнению, вела непрекращающийся внутренний диалог, делая выбор между двумя версиями самосознания — Психеей и Евой. Душа для Цветаевой была важнее земных, плотских удовольствий, что отражалось в ее жизни и творчестве.
"Это два разных жизненных пути в зависимости от того, что женщина выбирает, как она сама себя осознает. Цветаева обрела себя как Психею", — говорит Наталья Шаинян. Эти слова как нельзя лучше передают сущность Цветаевой, которая всегда ставила духовное выше мирского.
Родилась Марина Цветаева 8 октября 1892 года в Москве. Ее детство, как и у многих творческих личностей, было далеко от обыденного. Отец, Иван Владимирович Цветаев, основал Музей изящных искусств (сейчас Музей Пушкина) и посвятил жизнь науке и просвещению. Мать, Мария Александровна, была пианисткой, хотя ее карьера так и не сложилась из-за строгих общественных норм того времени.
Цветаева с детства впитывала в себя все проявления культуры и искусства. Она училась музыке под руководством матери, и та наслаждалась игрой дочери на рояле. Однако, несмотря на успехи, Марина не стала музыкантом. Музыка матери отразилась на ее поэтическом даре. "У нее была другая музыкальность, ее музыка — это лирика", — объясняет Шаинян.
Одним из ключевых моментов, повлиявших на Цветаеву, стало ощущение недостаточной любви матери, которая больше внимания уделяла младшей сестре Анастасии. Марина боролась за любовь и признание, стремясь доказать свою ценность. "Мною мать гордится, а младшую любит", — напишет она в автобиографии.
Отстраненный взгляд, бритая голова и старомодные наряды
Марина Цветаева, с самых ранних лет привлекающая внимание своим необычным поведением, обладала особым взглядом. Ее глаза светло-зеленого цвета, по описанию дочери, напоминали крыжовник. И этот цвет сохранялся на протяжении всей жизни поэтессы. В детстве Цветаева уже выделялась своим "невидящим" взглядом — как отметила Наталья Шаинян, Цветаева избегала прямого контакта глазами, смотрела не на человека, а куда-то мимо. Это было не просто физической чертой — ее близорукостью, а отражало внутренний мир, погруженность в собственные мысли и эмоции. По воспоминаниям современников, Цветаева избегала встречаться взглядами с собеседниками, что создавало вокруг нее атмосферу загадочности и отстраненности.
"Она как будто пряталась в разговоре, уходила в себя, и лишь постепенно поворачивалась к собеседнику", — делится Шаинян. Цветаева будто бы жила в двух мирах: физическом и духовном, куда могла уходить в любой момент. Этот рассеянный, отстраненный взгляд стал неотъемлемой частью ее личности и, как кажется, символизировал ее внутреннюю борьбу между реальностью и тем миром, который она сама для себя создавала.
Свою внешность Марина Цветаева никогда не считала выдающейся и в подростковые годы даже пыталась изменить ее под влиянием канонов красоты того времени. Светло-русые волосы казались Цветаевой недостаточно выразительными, и она вытравляла их, пытаясь добиться более золотистого оттенка. Сама поэтесса признавалась в попытках "пить уксус". В эпоху модерна, когда высоко ценились удлиненные, изящные формы, Цветаева ощущала, что не соответствует этим идеалам.
В одной из удивительных историй Наталья Шаинян рассказывает о том, как кто-то посоветовал Цветаевой обрить голову, чтобы новые волосы росли более волнистыми. Она так и сделала. Молодой Максимилиан Волошин, известный поэт и художник, впервые увидел Марину с бритой головой. "Он попросил снять чепец, чтобы увидеть ее череп, — рассказывает Шаинян, — и, потрясенный, сказал, что у нее идеальная форма черепа".
Однако ее подлинное преображение случилось позже, когда Цветаева начала создавать свой уникальный стиль, далекий от современных модных течений. Она заказала платья, вдохновленные старинными силуэтами с огромными подолами и стянутыми лифами. "Это были наряды, не совпадающие с модой того времени, но невероятно подходящие ей", — отмечает Шаинян. Этот стиль не только подчеркивал ее индивидуальность, но и становился ее личным протестом против скучных норм и правил.
Встречи и потери
Когда Марине Цветаевой было 18 лет, произошло событие, изменившее ее судьбу, — она встретила Сергея Эфрона. Их встреча в доме Максимилиана Волошина в Коктебеле стала началом большой любви, которая продлилась до конца жизни. Они обвенчались в 1912 году, и Цветаева обрела спутника, с которым ее жизнь была полна радостей и страданий.
Гражданская война в России не просто разделила страну, она разрушила жизни многих людей, и семья Марины Цветаевой не стала исключением. Цветаева оказалась в Москве с двумя маленькими дочерями — старшей Алей и младшей Ириной, рожденной в 1917 году. Муж, Сергей Эфрон, с самого начала революционных событий вступил в Белую армию и отправился на юг, где участвовал в боях против большевиков. Эта разлука с мужем стала первым звеном в цепи потерь, которые накрыли Цветаеву в годы войны.
Сестра Марины, Анастасия, находилась далеко — в Крыму, и с 1917 года они не виделись. Связь между ними оборвалась, и Цветаева осталась совершенно одна. Но самая страшная потеря была впереди — младшая дочь Ирина погибла от голода в детском приюте в 1920 году. Этот удар стал невыносимым испытанием для Цветаевой. Шаинян говорит: "Она была одна, как перст, с маленькими детьми на руках, и каждый день приходилось бороться за выживание".
"Господи, душа сбылась"
После революции и Гражданской войны Цветаева с семьей покинула Россию и отправилась в эмиграцию. Жизнь в Европе, прежде всего в Чехии и Франции, была для Марины Цветаевой тяжелым испытанием. Эмиграция оторвала ее от родины, а бедность и лишения оказались непосильными для поэтессы. Но именно в этот период она создала одни из своих лучших произведений.
Шаинян подчеркивает: "С 1922 года Марина Цветаева провела 17 лет в эмиграции. Этот период был полон трагедий, но и великих поэтических свершений". Эти годы для Цветаевой были временем, когда ее душа, как она сама писала, "сбылась". Жизнь поэтессы во Франции была тесно связана с литературными эмигрантскими кругами. Однако она часто чувствовала себя одинокой и отчужденной, несмотря на переписку с такими выдающимися личностями, как Борис Пастернак и Рильке.
В 1939 году Цветаева вернулась в Советский Союз. Она надеялась, что сможет снова найти свое место на родине, но ее ждали еще большие трагедии. Сергей Эфрон был арестован и расстрелян, а дочь отправлена в лагерь. Цветаева оказалась совершенно одна в разоренной войной стране. Последние два года жизни Марины Цветаевой были самыми темными. Наталья Шаинян отмечает, что "на твой безумный мир ответ один — отказ" стало своеобразным финалом судьбы поэтессы. Марина Цветаева покончила с собой 31 августа 1941 года в Елабуге. Она не выдержала того ужаса, в который превратилась ее жизнь.
Марина Цветаева оставила после себя огромное поэтическое наследие. Ее творчество, как и ее личность, было ярким и многогранным. Она создавала миры, где духовное всегда доминировало над земным. "Судьба Цветаевой настолько полноводна, полновесна, что ее хватило бы на несколько романов", — говорит Шаинян. Цветаева жила так, словно ее душа, как Психея, всегда парила между землей и небесами, и этот полет был источником ее великой поэзии.
Екатерина Петрова — литературный обозреватель интернет-газеты "Реальное время", автор телеграм-канала "Булочки с маком" и основательница первого книжного онлайн-клуба по подписке "Макулатура".