«Он мог стать лучшим» Как звезда баскетбола из НБА внезапно завершил карьеру и таинственно исчез в океане?

Летом 1997 года Чикаго отмечал пятую победу местных «Буллс» в Национальной баскетбольной ассоциации. Вместе с главным творцом того успеха Майклом Джорданом титул праздновал центровой Брайан Уильямс — гигант ростом 211 сантиметров. В тот момент никто не мог представить, что американец уже через два года завершит карьеру, в 2002-м пропадет без вести в океане, а вслед за этим завершится и звездный период «Буллс». «Лента.ру» — подробнее о короткой и яркой карьере Уильямса, а также о его трагической судьбе.

«Он мог стать лучшим» Как звезда баскетбола из НБА внезапно завершил карьеру и таинственно исчез в океане?
© Lenta.ru

«Майлз всегда был в тени своего брата. Он всегда считал, что его не ценят и не любят. Но я не могу никого обвинять, пока не узнаю наверняка о том, что произошло на этой лодке», — так о старшем брате баскетболиста говорила их мать Патрисия Филлипс вскоре после трагедии. Близкий родственник игрока официально будет считаться человеком, лишившим его жизни, однако вопросов в этой страшной истории до сих пор предостаточно.

Поздний расцвет

Брайан появился на свет в калифорнийском городе Фресно в семье певца Юджина Уильямса, который был членом культовой американской группы The Platters. По стопам отца будущий спортсмен не пошел, но и баскетболом, в отличие от большинства известных игроков, он начал заниматься не в раннем детстве. Спорт пришел в жизнь Уильямса-младшего лишь в старшей школе, и карьера его развивалась стремительно.

Антропометрические данные юноши просто кричали о том, что ему нужно идти в баскетбол, на этом настаивали и школьные учителя физкультуры. Высоченный чернокожий парень не только уверенно чувствовал себя под кольцом, набирая очки в атаке и собирая подборы в защите, но и был для своего роста весьма резким и скоростным. С такой комбинацией качеств перспективы в большом баскетболе были весьма заманчивыми, и по окончании школы Уильямса пригласил Университет Мэрилэнда, где американец стал ведущим игроком. Спустя год он перевелся в Университет Аризоны и продолжил восхождение на баскетбольный Олимп. За карьеру в студенческом баскетболе центровой в среднем набирал по 12.4 очка за матч, делал 6,5 подбора и 1,2 блок-шота.

В 1991-м Брайан вышел на драфт НБА и был выбран командой «Орландо Мэджик» под высоким 10-м номером. Клуб на тот момент существовал всего два года, а новичку стать его легендой было не суждено. Хотя дебютный сезон в лиге получился для Уильямса сносным: он получал приличное количество игрового времени, в среднем набирая по 9,1 очка за игру и делая 5,7 подбора. В следующем сезоне качественного рывка не произошло, и Уильямс перешел в «Денвер Наггетс», где топтался примерно на том же уровне. Удивительно, но уже тогда Брайан испытывал проблемы с мотивацией. Его одноклубник по «Орландо» Том Толберт вспоминал о впечатлении, которое произвела на партнера прочитанная биография великого джазмена Майлза Дэвиса.

Я хотел бы иметь такую ​​же страсть к баскетболу, как он к музыке Брайан Уильямс

Звездный час

Несмотря на ментальные проблемы, карьера Брайана в НБА развивалась — отыграв в «Денвере» те же два сезона, американец перебрался в «Лос-Анджелес Клипперс», где наконец по-настоящему нашел себя. Центровой стал ключевым баскетболистом команды, его результативность выросла почти вдвое — до 15,8 очка за игру. Из рядового игрока обоймы Уильямс на глазах превращался в звезду, способную делать на площадке разницу.

Перед стартом сезона-1996/1997 пришло время продлевать контракт с «Клипперс», и Брайан, впечатленный собственной игрой, решил просить радикального увеличения зарплаты. О каких цифрах шла речь, до сих пор неизвестно, но, скорее всего, они были космическими. Иначе «Лос-Анджелес» вряд ли решил бы расстаться с одним из лидеров. В итоге так и произошло, и Брайан перед стартом нового сезона оказался в статусе свободного агента.

9 матчей оставалось до конца регулярного чемпионата в сезоне-1996/1997, когда Уильямс перешел в «Чикаго»

Поиск нового клуба затянулся, команду Брайан нашел только к концу регулярного чемпионата, зато какую! Контракт с баскетболистом подписал «Чикаго», победивший в НБА четыре раза за последние шесть лет и стремящийся к пятому титулу. И тут спортивный интерес у Уильямса все же взял верх над финансовым: он согласился на минимальный оклад в 30 тысяч долларов, больше «Буллс» просто не могли предложить ему из-за потолка зарплат.

Шефство над Уильямсом, который из-за нескольких месяцев простоя был растренирован, взял Майкл Джордан. Он помог одноклубнику адаптироваться в коллективе и мотивировал того на упорные тренировки. А они были необходимы хотя бы потому, что у Брайана невооруженным взглядом был заметен лишний вес. В итоге «Чикаго» получил в лице новичка качественного баскетболиста, который отлично исполнил роль дублера основного центрового команды — австралийца Люка Лонгли.

Отыграв остаток «регулярки», Уильямс принял участие во всех 19 матчах плей-офф. В среднем в играх на вылет он набирал по 6,1 очка за матч, «Чикаго» в финале в шестиматчевом противостоянии переиграл «Юту Джаз» и забрал очередной титул, который стал первым и единственным для Брайана. По окончании сезона «Буллс» были не против продолжения сотрудничества с центровым, но из-за потолка зарплат не могли предложить ему хоть сколько-нибудь вменяемые деньги.

Он знал, что если бы жил баскетболом 24 часа в сутки то, вполне вероятно, был бы одним из лучших центровых того времени Мэтт Мюленбах партнер Уильямса по команде Университета Аризоны

Игры разума

Достойное предложение для новоиспеченного чемпиона НБА нашлось у «Детройт Пистонс», который сделал впечатляющий даже на сегодняшний день оффер. Центровой подписал с новой командой семилетний контракт на сумму 50 миллионов долларов и стал самым высокооплачиваемым игроком клуба. Однако финансовой мотивации у Брайана хватило всего на два сезона.

Первый из них стал лучшим в карьере центрового: он провел все 78 матчей регулярки, в которых набирал в среднем 16,2 очка. В следующем году результативность Уильямса немного снизилась, однако он помог своей команде выйти в плей-офф. Но дальше произошло необъяснимое. Прямо в разгар сезона-1998/1999 30-летний центровой неожиданно объявил о завершении карьеры. Человек, который несколько лет назад вел настоящую войну за сумму контракта, добровольно отказался от 36 миллионов долларов, полагавшихся ему по оставшемуся сроку соглашения с «Пистонс». .

Однажды он просто уведомил нас, своего агента и лигу о том, что уходит на пенсию. Мы с самого начала говорили, что его талант действительно помогает нашему клубу. Если бы Брайан захотел вернуться, мы бы с удовольствием рассмотрели этот вопрос. Если бы он попросил обмен, мы тоже готовы были это обсуждать Рик Санд бывши вице-президент «Детройт Пистонс»

Решение Уильямса выглядит необъяснимым только для тех, кто не изучал его биографию, а она полна странностей. На протяжении всей карьеры баскетболиста с разной степенью интенсивности мучали ментальные проблемы, которые были связаны с тем, что ему не особенно нравился баскетбол. В школе взять мяч в руки его уговорили учителя, затем он позарился на возможность поступить в университет и получать хорошую стипендию, ну а потом замаячила карьера в НБА и большие деньги. Когда Брайан понял, что достаточно заработал, без особых сожалений повесил кроссовки на гвоздь. «Больше всего на свете он боялся стать типичным 40-летним обрюзгшим игроком, который оплачивает аренду своего дома, снимаясь в рекламе автомобилей», — вспоминал близкий друг баскетболиста Патрик Бирн.

В «Пистонс» у Уильямса не ладились отношения с одноклубниками, он боролся с депрессией, безуспешно пытался стать вегетарианцем, а в 1998-м решил сменить имя на Байсон Деле. Как объяснял игрок, он сделал это в память об африканских и индейских предках, так как с языка коренных американцев имя Байсон переводится как «свобода». Кроме того, в разгар одного из полетов «Детройта» на выездной матч центровой попытался открыть аварийный выход, но был остановлен одноклубниками. Уход центрового из баскетбола многие восприняли, как очередную экстравагантную выходку, но на паркет американец больше не вернулся.

Трагический конец

Завязав со спортом, Брайан жил в свое удовольствие. Он получил лицензию пилота, путешествовал по экзотическим странам, а также купил большой катамаран, на котором летом 2002 года отправился в плавание. Стартовой точкой для круиза был выбран остров Таити. Компанию экс-баскетболисту составили его старший брат Дэборд Майлз (урожденный Кевин Уильямс также сменил имя), девушка Серена Карлан и капитан судна Бертранд Сальдо.

Брат спортсмена, так же, как и Брайан, играл в баскетбол в школе, был очень похож на него внешне и антропометрически, однако успехов в спорте не достиг. Знакомые семьи Уильямсов вспоминали, что Кевин, позже ставший Дэбордом, с детства завидовал брату, и отношения их были далекими от идеала. Однако Брайан к родственнику относился очень тепло и всячески ему помогал. В том числе, финансово.

В июле 2002-го участники плавания на катамаране Уильямса перестали выходить на связь, началась поисковая операция, которая долго не давала никаких плодов. Новый поворот в истории случился в сентябре, когда в одном из банков Финикса (штат Аризона) при попытке купить золото на сумму свыше 150 тысяч долларов был задержан подозрительный мужчина. Им оказался Майлз, который выдавал себя за Брайана, предъявив документы младшего брата. Правоохранителям задержанный сказал, что действует по поручению родственника, с которым все в порядке. Полицейские отпустили Дэборда, а спустя два дня на Таити был найден катамаран со следами косметического ремонта и без единой души на борту.

650 тысяч долларов стоил катамаран, приобретенный Брайаном Уильямсом

Майлз тут же был объявлен в розыск, но после первого задержания он пустился в бега, успев пересечь границу с Мексикой. Спустя неделю его обнаружили в одной из больниц Калифорнии в тяжелом состоянии. Туда его доставили с пляжа приграничного мексиканского города Тихуаны. Еще через две недели Дэборд, не приходя в сознание, ушел из жизни. Причиной случившегося назвали передозировку инсулина, которая, по мнению медиков, случилась по умыслу Майлза. Таким образом, не стало единственного свидетеля, который мог бы пролить свет на случившееся в водах Тихого океана.

Позже по совокупности улик правоохранители заочно признали Уильямса-старшего виновным в убийстве трех человек. Тела так и не были обнаружены, однако следствие установило, что в ходе путешествия обвиняемый приобрел тяжелые гантели. Их, по версии следствия, он мог использовать для того, чтобы утопить жертв в море. Для убийства, Дэборд, предположительно, использовал пистолет, который также не был найден. Что же на самом деле произошло на яхте — навсегда останется тайной.