Интервью с Макаром Коноваловым: МБА-МАИ, ЦСКА, Единая лига ВТБ, Матч звёзд Единой лиги, сборная России, баскетбол, биография

В МБА-МАИ по-настоящему раскрываются российские баскетболисты!

Интервью с Макаром Коноваловым: МБА-МАИ, ЦСКА, Единая лига ВТБ, Матч звёзд Единой лиги, сборная России, баскетбол, биография
© Чемпионат.com

В Единой лиге ВТБ сейчас есть всего две команды, полностью состоящие из российских баскетболистов. До того как «Самару» настигли финансовые трудности, единственным клубом был МБА-МАИ. Москвичи с самого прихода в лигу делают ставку на наших игроков, давая им возможность заявить о себе. Макар Коновалов — один из тех, кто в этом сезоне показал, что достоин бороться за попадание на Матч звёзд Единой лиги. Разыгрывающий демонстрирует свою лучшую игру и является одним из лидеров столичной команды. Макар в эксклюзивной беседе с «Чемпионатом» рассказал, как оказался в структуре ЦСКА и почему не удалось закрепиться в составе армейцев, о молодёжном чемпионате мира и игре со сборной США, а также почему считает Единую лигу одним из лучших соревнований.

— Расскажите немного о своём детстве — как росли, как начали играть в баскетбол? — Сперва я вообще занимался хоккеем. Примерно год, наверное. Но у меня есть старший брат, он, к слову, даже выше меня (смеётся), его пригласили играть в баскетбол. Я решил пойти по его стопам, было мне лет семь, когда познакомился с этой игрой.

— Вы увлеклись баскетболом, потому что выделялись ростом? — Нет, я вообще всегда был самым маленьким в командах. Просто шёл по стопам брата. Да и мне понравился баскетбол, поэтому решил связать свою жизнь с ним.

— В хоккей больше не тянуло? — Особо нет, мне не нравилось заниматься на улице, было очень холодно всегда. В этом плане баскетбол мне нравится больше (смеётся). Да и сами понимаете — Иркутск, Сибирь!

— Поворотным событием для вас стало первенство России, где вы приглянулись ЦСКА. Расскажите подробнее об этом турнире — что такого вы сделали, чтобы обратить на себя внимание? — Мой брат играл на первенстве России, и его команде в полуфинале противостоял ЦСКА. Наш отец был на этих соревнованиях, там он познакомился с тренером армейцев — Александром Александровичем Герасимовым, который сейчас тренирует «Барнаул» в Суперлиге. Во время разговора мой отец упомянул, что у него ещё есть младший сын, который тоже хочет играть. Так они договорились о просмотре.

Я поехал на просмотр к игрокам 2000 года рождения. Баскетболисты этого года тогда ещё не играли на первенстве России, а только 1999-го. Я съездил на просмотр, меня взяли в команду, невероятно обрадовался! Практически сразу после этого был финал первенства для 1999-го года, мы с «Иркутском» поехали в Москву на главный турнир.

У нас была сильная команда, мы вышли в восьмёрку лучших, а в четвертьфинале нам предстояло сыграть с ЦСКА. Я тогда достаточно неплохо проявил себя, но мы без шансов проиграли. В том составе армейцев тогда играл Даниил Касаткин. Следующий сезон я начинал уже в ЦСКА. Жил в Иркутске, а летал играть в Москву за ЦСКА.

— Насколько сложно было молодому парню летать туда-сюда из Москвы в Иркутск на различные соревнования? — Конечно, было непросто, но я понимал — чтобы развиваться в баскетболе мне это было необходимо. Я выбрал этот путь — играть в баскетбол! В Иркутске, как ни крути, немного развития, поэтому необходимо было предпринимать что-то. Хорошо, что у моих родителей была такая возможность — они могли меня возить, так скажем.

Мы с отцом на каждые соревнования приезжали за неделю до их начала. Потом проходил сам турнир, и мы сразу после его окончания возвращались в Иркутск. Летали на все соревнования в первый мой год в ЦСКА — на первенство России и другие состязания.

— Вы так хотели играть за ЦСКА или это решение было принято совместно с родителями? — Совместно с родителями, конечно же. Отец хотел, чтобы мы с братом были баскетболистами. На самом деле, я очень рад и благодарен ему, что он в своё время принял такое решение. Если говорить лично обо мне, то я был не против, так как хотел развиваться. К тому же жить в Москве — неплохо.

— Почему вы вообще выбрали позицию разыгрывающего? — Всё легко: я просто был самым маленьким. Всегда и в любой команде был самым низким. Только когда уже дошло дело до ДЮБЛ, молодёжных команд, тогда уже подрос и окреп. Но всё равно не могу сказать, что сейчас какой-то большой. По габаритам до сих пор один из самых маленьких в команде.

— Позиция прежде всего связана с ростом, а не с тем, что вы любите руководить игрой? — Думаю, да. К слову, я всегда был одним из самых быстрых в командах. В целом всегда любил играть с мячом, поэтому всё совпало.

— Вы побывали в различных молодёжных командах ЦСКА, но так и не добрались до главной. С чём это связано? — Всё дело в большой конкуренции! Главная команда ЦСКА на тот момент выступала в Евролиге. По сути, это была лучшая команда Европы или как минимум одна из лучших, которая всегда участвовала в «Финале четырёх». Именно поэтому в неё было очень тяжело попасть.

Помню, Александр Хоменко тогда был в основной команде и не получал никакого игрового времени. Он постоянно спускался в Суперлигу, чтобы просто играть. Я понимал, что в ЦСКА будет тяжело пробиться. Очень сложно закрепиться в команде!

— Кого бы вы выделили из того состава ЦСКА, который ещё играл в Евролиге? — Майк Джеймс! Я подключался к тренировкам основной команды, по своей позиции играл против него и скажу, что мне было невероятно тяжело. Самый сильный игрок, против которого мне приходилось защищаться.

— Почему играете под довольно необычным №38? — Потому что это регион Иркутска. Мой старший брат тоже играл именно под этим номером, можно сказать, что это часть традиции.

— Кто был вашим кумиром в детстве? — В детстве я смотрел только игры НБА и хайлайты. Наверное, это Коби Брайант, Дуэйн Уэйд, Стив Нэш, Крис Пол. Нравились маленькие и очень умные игроки.

— Помните свой первый вызов в молодёжную сборную России? Это было для вас знаковое событие? — Помню, конечно. Я играл тогда за молодёжку ЦСКА, меня вызвали в сборную России U18. В тот момент у меня, можно сказать, был прорывной сезон после ДЮБЛ, где я немного играл, потому что у нас там была дичайшая конкуренция. Были Александр Хоменко, Юрий Умрихин, а они постарше меня на год — опытнее.

Произошло омоложение состава — Саня и Юра отправились играть в Суперлигу, а я продолжил выступать за молодёжную команду. У меня появилось много игрового времени, и случился прорыв. После этого меня вызвали в молодёжную сборную России.

Конечно, всегда приятно, когда тебя вызывают в национальную команду. Думаю, если ты достоин играть в сборной, значит, всё не зря. Можно сказать, что это было знаковое событие.

— Вы были одним из лидеров молодёжной сборной России на международных турнирах. Какой из них больше всего запомнился и почему? — Было два турнира: чемпионат Европы U18 и чемпионат мира U19. Оба запомнились, но ЧМ отпечатался в памяти тем, что Россия играла с США, где на тот момент выступали будущие звезды НБА. Очень серьёзная команда была у них, она в итоге и стала чемпионом. С американцами была очень запоминающаяся игра, очень тяжело таким парням противостоять.

— Вы ранее говорили, что выделялся Кейд Каннигем, а кто ещё запомнился? — Тайриз Халибёртон, который сейчас в «Индиане». Джейлен Грин, Джейлен Саггс… Очень сильная команда у них была. Запомнились прежде всего физическими данными — они просто перебегали нас, было невозможно за ними успевать. Мы поняли, что над физикой нужно больше работать, чтобы противостоять таким игрокам. Чувствовался их уровень физической подготовки по сравнению с нашим.

— Для вас было мечтой выйти на паркет в составе главной команды страны в феврале 2022 года? — Вообще, изначально меня не вызывали в сборную России, то есть меня даже в списках не было тогда. Насколько я помню, несколько человек не отпустили из клубов, а я в тот момент играл в Суперлиге за МБА. Мне позвонил утром наш главный тренер Александр Игоревич Афанасьев и сказал, что Зоран Лукич хочет меня видеть в сборной России. Через пару часов я уже был в расположении команды.

Мне сперва сказали, что я еду просто потренироваться, скорее всего, меня не будет в составе. Я ехал потренироваться, посмотреть за процессами внутри сборной, но в итоге Зоран за день до игры вызвал меня на разговор. Он сказал, что ставит меня в состав и хочет посмотреть на меня. Нет, он не обещал мне никаких минут, а просто сообщил, что я буду в составе. Я невероятно сильно тогда удивился! Естественно, было очень приятно.

— Как думаете отсутствие международных турниров сильно сказывается на баскетболе в России? — С международными турнирами было бы намного лучше. Игры с различными странами или другими лигами — это всё равно совсем другой опыт, нежели постоянная игра со своими. К тому же процесс развития идёт намного быстрее в таких встречах.

Но в целом уровень Единой лиги очень высок, чтобы компенсировать это. У нас тоже есть сильные, серьёзные легионеры. Конечно, минусы отсутствия международных турниров есть, однако уровень нашего чемпионата высокий!

— Сборная России недавно с трудом обыграла Тунис. Какой нынешний уровень нашей команды сейчас, на ваш взгляд? — В последнее время зачастую вызывают молодых игроков. Не могу сказать, что мы сильно сыграны, у команды всегда не так много времени. Думаю, когда нас допустят до турниров, будут совсем другая подготовка и уровень ответственности, тогда мы сможем показать, что достойны играть на высоком уровне.

— Ваш первый клуб в Единой лиге — «Парма». В нём вы сразу же стали получать много игрового времени. Какие были эмоции от того, что вам доверяют? — Это был сезон, когда я играл за МБА в Суперлиге. У меня был прорывной год, многое получалось, мне доверяли. Наступил момент, когда все легионеры начали разъезжаться из команд, а мне поступило несколько предложений. Я выбрал «Парму», потому что из этой команды вообще все легионеры уехали, то есть осталось буквально семь-восемь игроков в составе.

У «Пармы» оставалось больше всего игр в турнире. Основной причиной было игровое время, и я считал, что в этом клубе у меня будет шанс показать себя. Поэтому выбор пал на эту команду. Думаю, не ошибся. Неплохо всё сложилось.

— Чувствовалась разница в уровне между Суперлигой и Единой лигой, в чём конкретно это выражалось? — Само собой! В Единой лиге намного выше уровень контакта, выше уровень жёсткости, выше скорости, намного быстрее нужно принимать решения на паркете. Очень чувствовалась разница в уровне.

— Баскетбол в Перми отличается от всего остального в России? Как думаете, почему именно в этом городе так любят и чтят баскетбол? — Наверное, это пошло ещё со времён «Урал-Грейт», когда в Перми была настолько сильная команда. В целом очень баскетбольный город, всегда приходит море болельщиков, всегда заполняются трибуны.

Когда играл там свою первую домашнюю игру, вообще не поверил, что происходит! Получаешь невероятные эмоции от такой поддержки на трибунах, и так играть намного легче. В свою очередь, когда приезжаешь в Пермь в составе команды-противника, то наоборот — играть становится очень тяжело.

— Подписание контракта с МБА — что для вас значило? — Я подписывал соглашение с МБА на два года, когда клуб ещё играл в Суперлиге. Вообще ещё не знал, что команда окажется в Единой лиге. Просто всё удачно совпало у меня: я показал хороший уровень в Суперлиге, потом уехал в аренду в «Парму», где тоже получилось неплохо проявить себя, а на следующий год вместе с МБА оказался в Единой лиге.

Я был рад, что вместе с МБА мы заходим в Единую лигу. Хотелось показать, что не просто так в «Парме» получал какие-то минуты, что достоин играть на уровне нашего самого престижного чемпионата.

— Первый сезон МБА в Единой лиге. Каким он получился лично для вас и для команды? — Пока это наш самый удачный сезон в Единой лиге. Мы оказались в первой шестёрке по итогам регулярного чемпионата, вышли в плей-офф, выигрывали даже одну игру у «Зенита» в стадии на выбывание. У нас просто собралась такая команда, где каждому было что доказывать.

Многие ребята пришли из топ-клубов, где они не получали игрового времени. Все хотели доказать, что готовы достойно играть в Единой лиге. За счёт желания мы смогли показать, на что способны, и действительно хорошо проявили себя в первый сезон.

— Травма в прошлом сезоне сильно подпортила планы? — Всегда неприятно получать травмы. Да, когда я вернулся после восстановления, не особо много получал игрового времени. Тем не менее это всё же опыт, в этом ничего страшного нет. Нужно просто продолжать работать, двигаться дальше, так я старался и делать.

— Опишите стиль руководства командой Василия Карасёва? Какой он тренер? — Василий Николаевич любит играть в быстрый баскетбол с агрессивной защитой. Он хочет, чтобы все прессинговали, давили на игрока, владеющего мячом, атаковали и играли в открытый баскетбол. В первый сезон у нас это прям хорошо получалось, а сейчас нужно как-то исправлять ситуацию…

В целом Василий Николаевич — очень опытный тренер, к которому необходимо просто прислушиваться. Если будем выполнять его установки, то всё будет хорошо.

— А чем отличается первый сезон от этого? — Как я и говорил ранее, наверное, все голодные были в команде. Каждый хотел показать себя, и у нас хорошо шло, но затем, видимо, к МБА стали усерднее готовиться. Теперь у нас есть проблемы, однако нужно продолжать работать — думаю, всё будет хорошо.

— В этом сезоне вы очень сильно прибавили по всем статистическим метрикам. С чем это связано? — Это уже мой третий полноценный сезон в Единой лиге. Я привык к скоростям, к уровню контакта. Стало легче играть в чемпионате. Ещё у нас ушли игроки, которые выступали на моей позиции — теперь я получаю больше игрового времени. Старюсь по максимуму использовать эту возможность, показывая хороший уровень игры.

— Как относитесь к позиции МБА по легионерам? — МБА — единственная команда, где российским баскетболистам предоставляется шанс заявить о себе. У нас нет легионеров, поэтому мы должны проявлять себя, стараться показывать свой максимум и то, что мы готовы играть на ведущих ролях. Естественно, я к этому отношусь положительно. Рад, что есть команда, которая даёт тебе такой шанс.

— Не думаете, что набраться опыта на тренировках и в игре с баскетболистом уровня Евролиги было бы здорово? — Думаю, набраться опыта в официальной игре, где тебе противостоят сильные легионеры — тоже неплохо.

Андрей Зубков перешёл в МБА из «Зенита», сразу став чуть ли не лидером команды. Что можете сказать об Андрее? — Если быть предельно честным, я даже не ожидал, что Андрей в таком сильном порядке. Он очень опытный игрок, который поиграл в Евролиге. В «Зените» он не был первой опцией нападения, у нас ему больше доверяют, можно сказать, на него играют. Он своими выступлениями оправдывает своё нахождение в МБА. Андрей — отличный баскетболист, очень рад, что он в нашей команде.

— Как считаете, вам не хватало ещё одного опытного игрока уровня Зубкова? — Больше да, чем нет. У нас всегда обычно была более молодая команда, а пришёл Андрей и привнёс свои лидерские качества, опыт. С ним играть одно удовольствие!

— Играть с Евгением Вороновым в одной команде — подарок судьбы? — Про Женю то же самое могу сказать. Он наш настоящий капитан! Я ещё в «Парме» понял, что это игрок невероятно высокого уровня. Даже несмотря на возраст, он показывает себя в каждом матче — всегда выкладывается на полную, общается с командой, подсказывает. С Женей очень приятно играть в одной команде.

— Что вы переняли у Евгения с его невероятным опытом выступлений на международных турнирах за Россию и в Единой лиге? — Максимальная самоотдача, всегда играть до конца, не опускать руки. В этом плане Женя очень хорош!

— Вам не кажется, что Даниил Касаткин немного сбавил по сравнению с прошлыми сезонами? — В первом сезоне Даня показывал какой-то нереальный уровень. Он тогда попал на Матч всех звёзд Единой лиги ВТБ, а сейчас дела у него идут чуть похуже. Но он настоящий профессионал. Не знаю людей, кто больше тренируется, чем он, поэтому надеюсь, что Даня выправит ситуацию и всё у него будет хорошо.

— Чем занимаетесь в жизни, помимо баскетбола? — Если честно, особо ничем. Стараюсь всё время уделять баскетболу. Дома просто отдыхаю и смотрю сериалы.

— Какой последний посмотрели? — «Во все тяжкие». Отличный сериал, советую! — Кто у вас в команде отвечает за постановку музыки в раздевалке или у вас нет такой практики? — Максим Барашков любит включить свою музыку. У него хороший музыкальный вкус. Он любит и старые песни и новые. Все слушают с удовольствием.

— Следите за НБА или Евролигой? — Сейчас слежу больше за Евролигой. Очень много игр смотрю. НБА вообще не смотрю, только если хайлайты какие-то. В основном из-за разницы во времени. К тому же если полный матч НБА начать смотреть, то можно уснуть. Например, начинается тайм-аут — и пауза на 10 минут… Как-то не очень интересно! За Евролигой наблюдаю, очень часто смотрю, и нравится тот баскетбол, в который в чемпионате играют. Видно, что там собраны игроки высочайшего уровня.

— Есть ли команды, которым симпатизируете? — Ни за кого не болею. Могу сказать, что нравится, как играют «Панатинаикос» и «Олимпиакос», тот же «Монако».

— В Евролиге есть игроки, на которых вы бы хотели быть похожим? — Там очень много сильных игроков, думаю, в каждой команде Евролиге есть хорошие баскетболисты на моей позиции. Мне нравятся Майк Джеймс, Шейн Ларкин, Уэйд Болдуин. Сейчас невероятный уровень показывает Ти Джей Шортс. В общем, много игроков, за которыми можно следить и учиться чему-то у них.

— В российском баскетболе сейчас все обсуждают Егора Дёмина. Следите за успехами нашего парня в США? — Видел новости, что-то читал… Знаю Егора лично. Он приезжал в Москву на прошлый Новый год, когда ещё играл в мадридском «Реале». Мы собирались в зале, это были: я, Даня Касаткин, Захар Ведищев и Егор. Мы играли 2x2, 1x1, скажу так: Егор в полном порядке, надеюсь, он продолжит в том же духе и всё у него будет хорошо.

— Как думаете, получится ли у него закрепиться в составе клуба НБА на долгое время? — Да, почему нет? Просто ему нужно прибавить с точки зрения физических данных. Если вспомнить игры в сборной России U19, в США баскетболисты очень развиты именно физически. Если он прибавит в этом компоненте, то у него никаких проблем не будет. Потому что и по баскетбольному интеллекту, и по игре Егор на отличном уровне.

— Кто из наших молодых игроков в Единой лиге, по вашему мнению, достоин прямо сейчас оказаться в НБА? — Могу отметить наших ребят, которые сейчас показывают высокий уровень игры. Не знаю насчёт НБА… Получится у них или не получится, но в целом это Антон Карданахишвили из «Самары», с которым я вместе играл в молодёжке ЦСКА. Сейчас из их клуба уехали все легионеры, и он показывает шикарную игру.

Кирилл Елатонцев из «Локомотива-Кубань» тоже очень хорошо себя показывает. Михаила Беленицкого и Пашу Исмаилова могу отметить.

— А вы достойны оказаться в НБА? — Я уже немолодой (смеётся).