Войти в почту

Олимпийский чемпион: Россия — мировой злодей и изгой

До официального старта биатлонного сезона в Контиолахти остаётся две недели, а уже 14 ноября в онлайн-режиме пройдёт конгресс IBU. Двукратный олимпийский чемпион Дмитрий Васильев в эксклюзивном интервью NEWS.ru поделился ожиданиями от предстоящего сезона, объяснил, почему считает нынешний расклад сил в биатлоне несправедливым, и как вышло, что российские спортсмены сейчас объявлены главным допинговым злом в мире, а нынешний тренерский коллектив не способен привести команду на новый уровень.

— Чего вы ждёте от предстоящего сезона, который будет необычным из-за пандемии и полной смены тренерского штаба команды?

— Прежде всего, от сезона я жду необъективности результатов из-за происходящего сейчас в мировом спорте с допингом. У всех уже мозоль на языке от того, что Россия во всём виновата и является главным злодеем в области допинга. Здравомыслящие люди ещё не признаются слух, но понимают, что это всё перебор и не соответствует действительности. Соответственно, не может быть речи об объективном отношении к результатам и равным условиям, про которые написано ещё в Олимпийской хартии. Но равных условий давно нет, есть избранные, перед которыми горит зелёный свет, им можно всё и даже закрывать глаза на какие-то огрехи, а есть изгои, такие как Россия, которым априори нельзя ничего. Они враги и их надо держать в жёстких условиях. Но люди, которые так думают, плохо знают вековую историю. Им надо поинтересоваться и понять, что Россию победить невозможно. У нас иммунитет против всякого рода мерзавцев и негодяев, которые в разные исторические периоды пытались завоевать Россию, уничтожить её, а в итоге всё оборачивалось против них самих.

— Когда эта ситуация может измениться?

— Ещё должно пройти немало времени, чтобы спорт нормализовался, как бескомпромиссная и честная борьба, но пока ситуация всё хуже и хуже. Это заметно в том числе и в биатлоне. Коронавирус также испортил всю обстановку, так как не все имели равные тренировочные возможности и были проблемы с передвижениями. Для равной борьбы условий сейчас нет. К сожалению, спорт долго не будет красивым в моём понимании. Это будут лишь попытки изобразить спорт, который когда-то был и который когда-то мы знали. Сейчас это будут мероприятия для избранных, а все остальные в них будут статистами.

— Что вы имеете в виду?

— Прежде всего эту глупую историю с терапевтическими исключениями, которую WADA придумало ради толерантности. Дескать, они делают доброе дело людям, которые чем-то болеют. Мне было забавно читать, как Олсбу чем-то дышала через трубочку, а теперь она выигрывает по пять медалей на чемпионате мира.

— При этом почти до 30 лет о ней никто не слышал.

— До того, как закончила карьеру Тура Бергер, она занимала предпоследние места и не всегда попадала в состав эстафет. У норвежцев всегда есть лидер, который мощно бежит, но стоит ему уйти, как те люди, которые были когда-то на вторых позициях, вдруг становятся такими же явными лидерами, как ушедший. Это так бросается в глаза, что смешно говорить о спорте равных возможностей. Я как-то в прямом эфире предложил раздать всем норвежцам и французам медали в подворотне и не тратить колоссальные деньги. Дайте им, и пусть они радуются, что они 30-кратные чемпионы мира и 15-кратные олимпийские чемпионы. Это же шито белыми нитками. У меня возникает простой вопрос: если Норвегия такая мегаталантливая спортивная держава в лыжных видах спорта, то почему их методики не дают результатов в других циклических дисциплинах — велоспорте, лёгкой атлетике, плавании? Где же их мегазвёзды? Ещё в коньках они конкурируют, но и там у них нет доминирования. Вам разве не кажется, что «в нашем королевстве что-то не чисто»?

— А что вам кажется несправедливым?

— Атмосфера нечестного спорта и откровенной травли нашего Логинова, который когда-то ошибся. Зачем заниматься травлей? Подойдите и скажите: «Парень, ты себя повёл некрасиво и что-то сделал не так. Давай вместе подумаем, как выйти из этой ситуации достойно, чтобы репутация биатлона не страдала». Так они налетели на него, как свора шакалов. Может, он и хотел бы извиниться и всё объяснить, но после того, что они устроили, я бы тоже не стал извиняться. Вы и так его облили грязью по полной, и после этого он им ещё что-то должен. «Да пошли вы куда подальше», — я бы так сказал. Но он это своим молчанием им, собственно, и говорит (смеётся).

— А чего вы ждёте от новых наставников команды? Говорят, они близки старой школе в лучшем понимании, сторонники объёмных тренировок. Это даст результат?

— Я могу быть не объективным, но считаю себя скептиком. Что касается Шашилова, в 60 лет впервые становиться тренером сборной команды и сразу основного состава, мне кажется, неправильно. Пускай будет вторым, отвечает за выносливость, но не за общую стратегию развития женского биатлона. Это неправильное решение. Также я скептически отношусь к назначению Каминского. Я очень уважаю его за достижения, он большой молодец, как лыжный тренер, но биатлон — это не лыжные гонки, и давайте этого не забывать. Он не должен быть старшим тренером. Как он может разрабатывать стратегию развития биатлона, в котором ничего не понимает? Считаю, что это два ошибочных назначения. У меня есть кандидатуры на эти должности, но я не буду их называть, дабы не навредить этим людям.

— Что думаете о тренерах, работающих с резервом?

— Кто такой Большаков? Что он сделал героического, чтобы ему доверить резерв — фактически главное наше достояние? Это наши завтрашние сильнейшие спортсмены, а это доверяют человеку, который ничего никогда не сделал в биатлоне. Этим должны заниматься выдающиеся тренеры, которые всё прошли и готовы закончить свою тренерскую деятельность. Они должны работать с юношами и юниорами, так как старый конь не испортит борозды. У них уже нет никаких амбиций, им не надо ничего никому доказывать, но они передадут свои знания, весь свой материал молодому и подрастающему поколению. Считаю, что это правильно. Почему никто не использует опыт Лопухова? Это огромная ошибка. Он бы с удовольствием сейчас занимался с маленькими. Перед ним не надо ставить дурацких задач в виде завоевания юношеских медалей на первенстве мира. Эти медали никому не нужны. Нужно подготовить резерв, воспитать важные качества в спортсменах, подтянуть техническую составляющую. А резерв отдали на откуп непонятным людям. Там в тренерском составе любая фамилия вызывает недоумение.

— У Виктора Майгурова были возможности изменить эту ситуацию после избрания?

— Сезон уже начался, как он будет вносить коррективы? Понятно, что он вынужден работать с этими людьми, но все эти назначения не продиктованы логикой. Я знаю, что Большаков — человек Нуждова, ну давайте тогда всех тренеров назначать по принципу кумовства. Это же смешно — вместо специалистов приводить посторонних людей. Но весь наш спорт существует не благодаря, а вопреки. Мы можем делать непонятные вещи, куда-то опаздывать, что-то терять, а потом ни с того, ни с сего завоёвывать медали. Это черта российского менталитета, которая была во все времена. Но времена поменялись. На авось без системного подхода и целенаправленной подготовки подходим к главному старту сезона.

— Не боитесь, что вас невзлюбят за критику?

— Нет, я ведь просто рассказываю свои мысли и идеи, которые выстраданы на протяжении многих лет. Все эти наблюдения, которые я делал, и легли в основу моих откровенных высказываний во всех интервью. Я никогда не буду отказываться от своих взглядов.