Дмитрий Губерниев о конфликте с Алиной Загитовой: «На обиженных воду возят»
Он мастер спорта по академической гребле. Перворазрядник по лыжам. Мечтал попасть на Олимпиаду в Атланте, но не сложилось. Зато Дмитрий Губерниев стал блестящим спортивным комментатором, взял четыре премии ТЭФИ и теперь ездит на Олимпийские игры каждые два года.
Губерниева называют «российским голосом биатлона». И надо же такому случиться, что накануне мирового первенства группа знаменитых в прошлом биатлонистов во главе с четырехкратным олимпийским чемпионом Александром Тихоновым написала открытое письмо: популярного телекомментатора обвинили в том, что в своих репортажах и в соцсетях он якобы оскорбляет прославленных спортсменов и тренеров - Анфису Резцову, Елену Вяльбе, Владимира Аликина, Евгения Гараничева, того же Александра Тихонова. И делается это с молчаливого согласия генерального продюсера «Матч ТВ» Тины Канделаки.
Дмитрий в долгу не остался:
- Вам меня не сожрать. Подавитесь, мои дорогие доносчики-ветераны.
- За что они вас?
- Это дело рук Тихонова. Поругались мы с ним. Уже год прошел, а он все помнит. Грозился отстранить меня от эфира. Ладно, не хочу об этом.
- Не так давно был арестован Александр Кравцов - бывший президент Союза биатлонистов России (СБР). Ему грозит до 10 лет тюрьмы за присвоение или растрату средств в особо крупном размере. Кравцов, как считают следователи, фиктивно устроил на работу в Центр спортивной подготовки четырех своих родственников и еще двух родственников главного бухгалтера. За несколько лет набежало около 14 млн руб.
- Вот вас скандалы интересуют! Идет чемпионат мира по биатлону. Нет чтобы спросить, как там Логинов или Латыпов, а вы - про Кравцова. Между прочим, он временами неплохо работал.
- Другой бывший президент СБР Владимир Драчев тоже злоупотреблял служебным положением. Например, персональный водитель его жены, который возил ее по магазинам и ресторанам, получал зарплату в федерации. Громких побед в биатлоне после Сочи-2014 у нас нет. Это я к тому, что рыба гниет с головы.
- Драчевым многие были недовольны. Между тем рейтинги биатлонных трансляций - даже тех, где наши спортсмены проиграли - все равно выше рейтинга любого футбольного матча. Леонид Слуцкий был прав, когда говорил, что Россия - не футбольная страна. А спорт № 1 сейчас - фигурное катание.
- Говорят, во время эфира на «Матч ТВ» вы так смутили Алину Загитову, что она обиделась.
- На обиженных воду возят. Я преклоняюсь перед этой выдающейся спортсменкой. С удовольствием поработал бы с Загитовой на каком-нибудь телепроекте. Алина же, как я понимаю, собирается телеведущей стать. Когда хореограф Железняков из группы Этери Тутберидзе вызвал на кулачный бой Евгения Плющенко, я сразу представил, как мы с Алиной комментируем этот поединок. Но хореограф, к сожалению, слился.
Загитова давно не выступает на соревнованиях, а все равно остается самой популярной спортсменкой России. У нас есть лыжник Александр Большунов, который два года подряд выигрывает Кубок мира в общем зачете. Есть Александр Логинов - чемпион мира по биатлону, есть другие прекрасные спортсмены. А по опросам побеждает Загитова. На мой взгляд, это говорит о том, что Россия - неспортивная страна. Как мы, журналисты, ни стараемся, все равно не получается.
Ниже плинтуса
- Большунов за свою несдержанность едва не попал в руки финской полиции. Как вы думаете, та скандальная история в Лахти с лыжником Йони Мяки не ударит по Саше бумерангом на чемпионате мира? Финны и норвежцы наверняка обозлились.
- Мяки на финише эстафеты правил не нарушал - он не обязан знать, что творится у него за спиной. Да, в контактной борьбе он вытеснял Большунова, но в рамках правил. А вот Александр повел себя неспортивно - начал палкой размахивать вслед, да еще и врезался в соперника после финиша. Те люди, которые призывали Большунова резко ответить финну, дать по голове, - это провокаторы и идиоты. За такие вещи последовала бы дисквалификация. Большунов и наша Федерация лыжных гонок правильно сделали, что извинились. Там было все очень серьезно. Ему в Финляндии грозило реальное уголовное дело.
- Почему наши спортсмены при разбирательствах и в судах чаще всего проигрывают?
- Из-за допинговых скандалов репутация у нашего спорта ниже плинтуса. К тому же мы находимся под санкциями. Вот многим не нравится однополярный мир, и мне тоже. Но ситуация сейчас такая, что нас давят, и мы вынуждены как-то договариваться. А для того чтобы диктовать свою волю, как это делают США, надо сначала, как я думаю, научиться любить свою страну. Развивать экономику, промышленность, медицину, образование. Вот станем сильными, тогда нас тоже начнут уважать.
- Меня удивляет ситуация с биатлонистом Евгением Устюговым. У парня отобрали две золотые олимпийские медали, потому что у него повышенный уровень гемоглобина в крови. У его родителей, по словам Евгения, такая же аномалия. Тогда в чем его обвиняют? Прежнее руководство Международного союза биатлонистов закрыло «дело Устюгова». Почему новый президент IBU швед Далин решил наказать нашего спортсмена?
- Можно говорить, что это двойные стандарты. Но Женя Устюгов, наверное, тоже проявил небольшую халатность. Надо было с самого начала поставить в известность все проверяющие органы, что у него высокий гемоглобин. Внести все данные в паспорт крови. А теперь у нас отбирают олимпийское золото Сочи в эстафете. Обидно? Да. Но я же помню то время, как наши биатлонисты и лыжники буквально тонули в эритропоэтине. Вокруг сборной ошивались странные доктора, которые кололи ЭПО. Все это было.
Первое «хочу»
- Давайте сменим тему. На новогодних «Голубых огоньках» вы нередко поете с разными звездами. Откуда такая страсть к пению?
- С детства. Когда мне молодые артисты начинают рассказывать, какие они крутые, я их вдруг спрашиваю: а вы пели в Большом театре? А вот я пел, причем живьем, под музыку оркестра Большого театра. Это было на юбилее Александры Пахмутовой.
На канале «Россия» на последнем «Голубом огоньке» был мощный квартет - я, Николай Валуев, Наташа Рагозина и Света Хоркина. По-моему, мы неплохо спелись. Почти как АББА.
- Дима, а выступить соло на «Огоньке» рискнете?
- Мне в паре сподручнее. Помню, мы здорово зажигали в дуэте с Надеждой Бабкиной. Не женщина - огонь!
- А любимая песня у вас есть?
- «Какая нелепость». Ее исполняли Виктор Салтыков и группа «Форум». Мне было тогда лет 11. Время, когда начинаешь обращать внимание на девочек. Первая влюбленность, первое «хочу» и первое «нельзя».
- Вы женились на бегунье Ольге Богословской, которая стала спортивным телекомментатором. Почему семья быстро распалась?
- Наверное, я слишком много от Ольги требовал. Мы бурно женились и бурно разошлись. Но расстались без скандалов и битья посуды. Главное, что Ольга успела родить мне сына. Мишка увлекался футболом, из него мог получиться классный вратарь - я же видел его задатки. Но тут вмешалась его мама, и сын переключился на фехтование и шахматы, а летом поступил в Высшую школу экономики.
- Вы часто видите Михаила?
- Реже, чем хотелось бы. Он живет с мамой. Но я беру его с собой на дачу, он знает многих моих друзей. Мы были вместе на концертах Nazareth, Uriah Heep, Scorpions. Мне кажется, я привил Мишке любовь к року, он играет на электрогитаре. А еще он говорит, что хочет попробовать себя на телевидении… Так получилось, что у Миши теперь два папы. Второго зовут Александр Цоков, он кандидат технических наук, работал на оборонном предприятии. Когда Ольга знакомилась с Александром, то спрашивала у меня совета. Теперь мы дружим семьями.
- Самое время рассказать о вашей семье. Кто ваша новая избранница?
- Не скажу.
- Говорят, что это какая-то Елена Путинцева, дизайнер интерьеров. Ее называют вашей школьной любовью.
- Не какая-то, а очень даже осязаемая. Вот мы с вами говорим по телефону, а она ходит в это время по коридору и все слышит. Ну как я могу про нее что-то рассказывать?
Тогда добавим мы. Дмитрий воспитывает сына Колю от первого брака Елены и надеется, что любимая женщина подарит ему дочку. А лучше - двух девочек-близняшек.
А еще был случай Однажды Губерниев вел программу вместе с футболистом Юрием Тишковым. Неожиданно лампочки в студии взорвались, и осколки упали прямо на телекомментатора. Пострадал и Тишков. Что говорил Губерниев:
«Люди должны знать: все наши проблемы с допингом начались при величайшем президенте СБР в мировой истории Александре Тихонове! Пробы ставить негде!» «Тренер сказал, что Гараничев - безалаберный спортсмен. Со всеми пристреливался, а потом не пришел на старт. Он, бывало, и лишний штрафной круг пробегал. Надеюсь, к 40 годам Гараничев уже будет собранным спортсменом».