Ждали двоих — встретили троих. В Татарстан вернулись паралимпийцы
Чемпионов ждут Альметьевск, Богатые Сабы и Нижнекамск
В Ханты-Мансийске завершились старты паралимпийцев "Мы вместе. Спорт", ставшие для российских и белорусских спортсменов альтернативой Пекину-2022. "Реальное время" рассказывает, как на родине ждали двоих паралимпийцев, а чествовали в итоге троих.
Два паралимпийца — восемь медалей
Соревнования "Мы вместе. Спорт" были проведены в столице Югры Ханты-Мансийске в экстренном порядке, заменив старты Паралимпиады в Пекине. Татарстанские паралимпийцы завоевали в общей сложности восемь медалей.
Рушан Миннегулов из Богатых Сабов выступил "качественнее", выиграв две золотые и одну бронзовую медали. Начал с победы на 20-километровой дистанции, затем на 12,5 км свободным стилем и был третьим в спринте. Особенно уверенной выглядела его победа на двадцатке, где Рушан в конечном итоге "привез" серебряному призеру целых 48 секунд. Причем стоит отметить, что сильнейшие конкуренты Владислав Лекомцев и Александр Проньков также демонстрировали отличную готовность, правда, они, как и Виталий Малышев, пополняли копилку своих наград еще и в биатлоне. В итоге у российских паралимпийцев было безоговорочное преимущество в лыжных гонках в разделе "стоячие", где только одна медаль ушла в копилку сборной Беларуси. Не исключено, что подобное было бы и в Пекине. Во всяком случае, восемь лет назад россияне отдали только одну медаль сопернику из Финляндии, и уже тогда в числе лидеров были и Лекомцев, и Миннегулов, и Проньков.
Биатлонистка-лыжница Марта Зайнуллина из Нижнекамска ожидаемо завоевала больше медалей, чем коллега по сборной Татарстана. У нее два серебра в лыжных гонках (спринт и гонка на 7,5 км) и три медали в биатлоне (серебро на 12,5 км, две бронзы на дистанциях 6 и 15 км) в разделе "сидячие". Кстати, сейчас они были лишены возможности завоевать еще одну медаль в открытой эстафете, поскольку она не была запланирована регламентом соревнований. Логично, что наши победили бы с огромным преимуществом, и не все команды-соперницы имели возможность выставить полностью укомплектованные команды.
Слесарь-гинеколог: умеем всё!
Встречающие спортсменов представители татарстанского спорта из профильного министерства, Центра спортивной подготовки и физкультурно-спортивного общества на ходу мастерили плакаты, подшучивая над ситуацией: "Мы как слесари-гинекологи: умеем всё!".
В итоге смастерили два плаката, а встречать надо было троих, поскольку на родину возвращался и представитель следж-хоккея Айрат Хамзин. Его встречал родной брат Ильгиз, после чего они должны были отправиться в Альметьевск. Как рассказал "Реальному времени" Ильгиз Хамзин, его младший брат — третий ребенок в семье, с детства был очень подвижным, несмотря на диагноз ПОДА (повреждения опорно-двигательного аппарата). Играл в хоккей, занимая позицию вратаря, а с 2016 года 15-летний тогда парень начал заниматься следж-хоккеем.
Еще один паралимпиец Рамиль Илалутдинов, выступавший в лыжных гонках, не смог пробиться на Паралимпиаду в Ванкувер-2010, после чего стал инициатором создания в родном Альметьевске команды по следж-хоккею. Уже через два года тренировок в ней Айрат Хамзин попал в паралимпийскую сборную в Пхенчхане-2018, которую наши спортсмены пропустили, как и сейчас. Сам он играет сейчас за команду "Феникс" из Московской области, причем там переквалифицировался в нападающие. Живет в Альметьевске, кстати, в квартире, купленной за премию Пхенчхана.
"Хвойный урман" Ханты-Мансийска
Рушана Миннегулова встречала красавица-супруга с дочкой, и это вдвойне приятно, потому что восемь лет назад эта девушка дожидалась паралимпийца с его первыми медалями тогда еще в качестве подруги. Рушан рассказал, что в Ханты-Мансийске были шикарные условия проведения соревнований. Единственное, что омрачило общие впечатления, — падение на спринтерской дистанции, когда Рушан столкнулся с одним из товарищей по команде. Собравшись, он догнал и удержал третье место. А бороться за медали еще и в биатлоне Миннегулов объективно не может: "Когда за день бывает по две гонки, а в целом три старта за четыре дня, остается думать о восстановлении".
С одной стороны, Татарстану может быть немного обидно, что данные соревнования состоялись в Ханты-Мансийске. Все-таки республика также "пострадала", потеряв Специальную Зимнюю Олимпиаду, к которой готовились инфраструктурно, строя и обновляя объекты. С другой стороны, то же самое мог бы сказать и Красноярск, принимавший Зимнюю Универсиаду 2019 года.
Но Ханты-Мансийск заслуживал право на проведения стартов, и его арены — ледовый дворец спорта, КРК "Арена Югра" горнолыжный комплекс "Хвойный урман" оказались готовы к спонтанно организованным стартам. "Хвойный урман", кстати, причудливо напоминал о Татарстане, поскольку урман на татарском — лес. Кроме того, старты проходили в Центре зимних видов спорта имени Александра Филипенко, реконструированном в 2009 году к празднованию девятимиллиардной тонны добытой нефти, с концертом таких групп, как Deep Purple и Ricky е Poveri, и названном в честь бессменного на тот момент губернатора Ханты-Мансийской области. Приняв пост аж в 1991 году, Александр Васильевич руководил областью 30 лет, жив и поныне, а потому случай с наименованием спортивного объекта в его честь выглядит достаточно редким. В 1977 году, в 27 лет, уроженец казахстанской Караганды был направлен по комсомольской линии в Ханты-Мансийск и связал свою жизнь с этим суровым краем.
Как сто лет назад
Парадоксально, но именно Паралимпиада-2014 в Сочи остается на сегодня последним масштабным стартом для спортсменов с проблемами здоровья, проведенным с участием всех сильнейших. Уже Рио-2016 прошло без российских представителей, для которых тогда в срочном порядке была организована "Альтернативная Паралимпиада", прошедшая в городах Московской области.
Несмотря на международный статус соревнований, а в них принимали участие коллеги из Беларуси, также отстраненные от Паралимпиады, Армении, Казахстана, Таджикистана, понятно, что в большинстве случае российские паралимпийцы соревновались сами с собой. Без обид, но наши друзья-коллеги по ОДКБ, Организации Договора по коллективной безопасности, не развивали зимние дисциплины даже во время совместного сосуществования в Советском Союзе. Чем-то ханты-мансийские "Мы вместе. Спорт" напоминали летние старты первых Игр стран СНГ, прошедших в 2021 году у нас в Казани, во времена, когда спортивный мир на некоторое время съеживается для российских спортсменов и болельщиков до стартов подобного уровня и масштаба.
В итоге нынешняя ситуация практически зеркально повторяет события 100-летней давности. Тогда царская Россия начала предпринимать попытки развития спорта, который находился в зачаточном состоянии, и спешно провела две Всероссийские спортивные Олимпиады 1913—1914 годов, только вот через неделю, после окончания вторых стартов началась Первая мировая война. Спустя 14 лет уже правительство СССР провело первую Всесоюзную спартакиаду с участием иностранных спортсменов из 12 стран дальнего зарубежья, плюс Латвии и Эстонии. Совместно они прорывали международную блокаду, поскольку тогда страна демонстрировала притягательный образ развития и, кстати, заботу, о развитии спорта. Неслучайно американец Сидней Джексон, латыш Ян Спарре и сбежавший из Финляндии эстонец Арне Кивекяс стали гражданами Советского Союза.
В том числе памятуя и об этих фактах истории, корреспондент "Реального времени" вызвался встречать паралимпийцев, держа в руках один из двух министерских плакатов со словами: "Выдержим, победим и на этот раз: сила в правде!".