Бойцовый гусь зоозащитнику не товарищ
Из Суздаля пришла новость: Владимиро-Суздальский музей-заповедник прислушался к протестам экоактивистов и зоозащитников и отменил традиционную потеху Масленичных гуляний – гусиные бои. Прежде заводчики из многих регионов Центральной России привозили сюда на праздник своих специально подготовленных питомцев, которые состязались за гусыню. При том это вовсе не было кровавым зрелищем – гуси шипели, щипали друг друга и отгоняли крыльями от самочки. Зрелище привлекало толпы туристов и гостей, и вот теперь его не будет…
А как вообще относиться к подобным развлечениям?
Зима это всегда тоска – над окошком месяц, под окошком ветер. Ничего не меняется и делать особо-то нечего. Дети, понятно, на санках с горки катаются, бабу снежную лепят, радуются жизни. А вот взрослому мужику зимой тоскливо, хотя развлечений тоже хочется – охота уже пуще неволи, рыбалка на морозе тоже не в радость, да и бока мять на печи надоело. Душа требует развлечений. Такие нашлись в разных забавах – пойти биться в праздник стенка на стенку, «до кровавой юшки», а ещё организовывать бои всякой живности, на которые смотреть собирались толпы народу. Что на стравливание собак, что гусей или петухов.
Бои эти были весьма популярны, специальные породы бойцовых гусей, петухов и собак выращивались, с «породистыми» тараканами было сложнее – какого «прусака» поймал за печкой, такого и выставил на бега, тоже ведь забава. О судьбе «бойцов» никто особо не заботился – проигравшего отправляли в печку на жарку-варку. Судьба гуся/петуха никого особо не волновала, вот только мясо было чуть жестковато, в отличии от обычной упитанной животинки. Традиция эта, достаточно жестокая и кровавая, как-то ушла в прошлое, осталась лишь как некая экзотика, но всё равно ещё остались любители гусиных, петушиных и собачьих боёв. Сейчас их решили окончательно вывести и запретить. Кто «за» и кто «против»? Вопрос личного восприятия. Если от скуки – то развлечение довольно сомнительное. При этом жареного гуся к столу мы все по-прежнему любим. Даже не задумываясь, каким путём он попал в духовку.
– Когда мы говорим о регламентированных поединках животных, первое, что надо принимать во внимание – не о боях тут речь. Во всех случаях мы имеем дело с нелегальным тотализатором. Бои вторичны, – рассказывает «СП» политолог, гуманист и при этом большой гурман Александр Зимовский. – Первично то, что зрители делают ставки. Из этого и складывается профит для организаторов и владельцев животных. В этом смысле нет никакой разницы между тараканьими бегами или, допустим, боевым гопаком.
Помните у Розенбаума? «Глухари на токовище бьются грудью до крови...». На глухариные бои так просто не поставишь, надо ещё знать, где они токуют. Да и толпу зрителей туда не соберёшь, распугаешь «бойцов».
С домашними гусями гораздо проще. Хотя мотивация у птиц такая же – брачный период. Собственно, именно поэтому гусиные бои имеют привязку к календарю. В каком-то смысле бойцовые гуси похожи на сумоистов. Гусям главное вытолкнуть соперника с площадки, бой, как правило, не заканчивается гибелью и зажариванием проигравшего.
Напротив, бои петухов носят намеренно брутальный характер, для чего птиц снабжают специальными режущими металлическими шпорами. Петухи дерутся до смерти.
Наиболее дискутируемой на сегодняшний день остаётся тема собачьих боёв. При том, что собачьи бега, когда борзые на стадионе бегут за механическим зайцем, достаточно обыденная вещь. Спортивный забег борзых, который впервые показали советским людям, был эпизодом в любимом фильме Путина «Мёртвый сезон».
Вопреки довольно широко распространенным стереотипам, никакой «русской», «английской» и прочих «древних» традиций собачьего боя не существует. Если не принимать во внимание широкое применение собак для охоты на человека, которое известно со времен античности. Практика законного натаскивания собак на отлов людей сохраняется и сегодня, что отражено, к примеру, в русском шансоне («Голуби летят над нашей зоной...» и пр.)
Социология и вообще исследования природы современных нелегальных собачьих боев подтверждают, что собачьи бои это тотализатор для быдла/плебса. На то есть исторические причины.
Вплоть до середины XX века содержание и разведение собак являлось исключительно занятием благородного сословия или высшего среднего класса. В имперской России, как, собственно, и в имперской Британии, простолюдин мог быть в лучшем случае псарём, и ценился он значительно дешевле собаки. Собственно, мы все знаем, чем кончилось, когда Герасим вздумал завести себе собачку Му-Му.
Считается, что барыня действовала по злобе, когда приказала утопить животное. На самом деле это был акт доминирования и восстановления социального status quo: не положено было Герасиму и ему подобным, держать собаку. В деревнях простолюдины собак-дворняжек держали исключительно на «шухере»: пугнуть, подать сигнал лаем. Знаток русской сельской жизни Александр Николаевич Энгельгардт в «Письмах из деревни» сообщал, что крестьяне своих собак регулярно и не кормят, а псы живут тем, что перепадёт. Причём за зиму до половины собак в деревнях погибали, будучи съедены волками.
Серьезные же люди собак разводили и содержали исключительно для охоты, облавной, парфорсной и так далее. Развлекались также медвежьей травлей – свора охотничьих собак против зверя в замкнутом пространстве в виде загона/арены. Потом времена изменились, частных охотничьих угодий практически не стало, а собак крупных условно-агрессивных пород стали держать не богатеи, а люди попроще. Как говорится, «для форсу бандитского», и для использования в подпольных собачьих боях.
Вообще же всё это вопрос регламентации, как в любом спортивном состязании. А вся коллизия в том, что люди выходят на публику биться добровольно, а домашние звери/птицы, как и тараканы на беговую дорожку – нет.
Поэтому гуманнее делать ставки в ходе просмотра телеканалов про дикую природу, когда показывают брачные игрища разных существ, начиная от львов и волков, и заканчивая жуками-носорогами. Всё остальное чревато.
Мнений по поводу боёв с участием животных много. Точно так же, как по поводу многих других поединков, где участие принимают и люди – та же «стенка на стенку» как вид состязаний отошла на задний план и воспринимается теперь как банальная драка со всеми вытекающими последствиями по статьям УК. Ну если хочется «померяться силушкой» – да ради бога, лишь бы в рамках закона. Вот, например, тоже старая забава – залезть босиком на обледенелый столб и снять приз висящий наверху. И смешно, и удаль продемонстрировать можно.
Вспомнилась история, рассказанная замечательным журналистом, пишущим сказки для детей и взрослых, Павлом Каликиным. Как-то довелось побывать ему на Севере в компании пограничных вертолётчиков. Понятно, что в баньке попарились. Паша попросил лётчиков рассказать какую-то интересную историю. Те не особо смутившись уточнили: «Точно опубликуешь?» и рассказали следующее. Устроили они как-то состязание – кто кого за… ну тестикулы, медицинским термином говоря, перетянет. Скучно им в долгой командировке было. Натёрли мылом полок в бане, соревнующимся глаза завязали, верёвочки к семенникам привязали, кто-то со стороны дёрнул за них – и давай парни друг друга перетягивать. Смеху было на всю баню, обошлось без эксцессов – оба остались при своих.
Собственно, это к тому, что в любой забаве можно найти некую шутку и придать ей юмор. Без битвы и крови. А гусей, действительно, жалко. Пусть они бьются за свою гусыню не по чьей-то прихоти и не ради удовольствия на это зрелище смотрящих. Хотите потягаться? Идите в баню и перетягивайте себя за…