«Голова боксеру нужна не только для боя»
МБУ «Спортивная школа г. Владивостока по различным видам спорта», чьим головным звеном является значимый для города стадион «Строитель», год назад возглавил человек, помимо физкультуры и спорта немало времени и сил посвятивший строительной отрасли. Но в жизни Павла Веретельникова символично не только это.
— Павел Викторович, каким образом вы добивались собственных спортивных высот?
— С первого класса начал заниматься хоккеем, футболом. Жил на Фанзаводе, приходил из школы, делал уроки и сразу на стадион. Тренировался под руководством Анатолия Васильевича Рябова, который по-доброму увлекал школьников спортом. С первого класса был физоргом класса, занимался также классической борьбой, легкой атлетикой, баскетболом.
Окончил восемь классов, поступил в энерготехникум, тогда товарищ привел в секцию «Трудовые резервы» на Луговой. В 16 лет я стал заниматься боксом. Конечно, поздно, но к тому времени имел отличную физподготовку. Я был на протяжении семи лет капитаном футбольной, хоккейной команд, лучшим нападающим по хоккею в Советском районе, играл в сборной Владивостока.
Помню, первый серьезный бой проиграл, но не сдался. Тренировался ежедневно, постоянно участвовал в соревнованиях, являлся по-хорошему фанатиком. За год я стал чемпионом Приморского края по боксу, а когда окончил техникум, победил на краевом первенстве.
После окончания учебного заведения меня призывали в погранвойска КГБ. Но я хотел попасть в спортивную роту, а это — именно ТОФ. В чем мне помог тогдашний председатель Федерации бокса Приморского края Болеслав Егоров (в 1949-м он стал первым чемпионом РСФСР из приморских боксеров). Причем работал Егоров сапожником, его мастерская находилась за памятником Ленину на привокзальной площади. Он убедил призывную комиссию, документы передали на флот, и меня определили в дивизию морской пехоты на 6-м километре.
Потом я выиграл первенство дивизии морской пехоты, первенство Тихоокеанского флота, за что получил звание кандидата в мастера спорта. Затем на всесоюзном турнире в Хабаровске занял второе место. Объективно я бы назвал себя средним по способностям боксером.
— Какие ваши любимые удары, техника боя?
— Я всегда работал на дальней дистанции, вторым номером. Сам левша, поэтому встречал левым встречным ударом. Поскольку увлекаюсь с детства хоккеем и футболом, у меня развита хоккейная координация движений. Всегда старался найти место, куда можно ударить, чтобы самому меньше подставляться. Не раз получал грамоты за лучшую технику ведения боя. Если преподаю сейчас кому-то, большое внимание уделяю работе ног, маневренности, уходам. Так меньше получаешь по голове.
Голова ведь нужна не только для бокса, но и для семьи, работы. Думаю, если бы вел себя на ринге менее технично, то получить два высших образования и сделать определенную карьеру у меня бы не вышло.
Квалификация и агитация
— Вы являлись учредителем ряда предприятий, сейчас уже не действующих. Почему так получилось?
— Многим пытался заниматься. Сначала организовал ИП, был директором охранного агентства, но поработали практически в ноль. Также мне интересно было заниматься строительством (недаром окончил по профилю ДВФУ), тем более что бизнес этот находился во Владивостоке в середине 90-х на подъеме. Основал свою компанию, занимались отделочными, кровельными работами, благоустройством. До 1998 г., когда произошло обвальное падение рубля, развивались неплохо, но потом резко упал спрос, и пришлось, как многим тогда, закрыться.
— Как вы оказались на посту руководителя спортивной школы?
— Думаю, занять такую должность — это большая мечта любого спортсмена. Много раз за свою жизнь проезжал мимо стадиона «Строитель», да и тренировался там, но никогда не предполагал… Хотя, если разобраться, долго шел к тому, чтобы работать здесь. Ведь получил соответствующее высшее образование, часто судил на соревнованиях, десять лет тренировал ребят в собственном клубе «Авенир». В процессе утверждения на должность прошел определенный конкурс, мне помогла с рекомендациями Федерация бокса Приморья, а затем поддержал глава Владивостока.
Около года возглавляю муниципальное учреждение, где занимается 28 тренеров и 1010 детей. Помимо недавно реконструированного стадиона «Строитель», в МБУ входят три спортзала в разных районах, наши тренеры проводят занятия и в обычных школах. Виды спорта: бокс, кикбоксинг, ММА, самбо, джиу-джитсу, бейсбол, сноубординг.
— Что делаете для того, чтобы привлечь людей заниматься спортом?
— Сегодня популяризация массового спорта, вовлечение как можно большего количества людей разных возрастов — целый набор мероприятий, которым занимаются в России как чиновники, так и профессиональные спортсмены. Привлекают в спорт в первую очередь собственным примером, важна агитация. Сейчас на стадионе в 9–9:30 проводится зарядка для жителей района, приходит за сотню человек. Вокруг спальный район, для местных жителей это привлекательная идея.
Стадион — одно из важных мест во Владивостоке, Первореченском районе. Чтобы люди с удовольствием приходили на «Строитель», а он открыт с 7 утра до 10 вечера, важно поддерживать порядок, чистоту. Гостеприимство — это правило действует везде. Стараемся реагировать на просьбы, предложения спортсменов, горожан. Из спортивного календаря не выпадаем, сейчас на стадионе активно тренируются футболисты, бейсболисты. Иногда люди, особенно пожилые, приходят просто подышать свежим воздухом, прогуляться по дорожкам.
Недавно поле стадиона было реконструировано, в планах — построить новые трибуны. Кроме того, существует роскошная перспектива при поддержке федерального центра построить Центр бокса во Владивостоке, на базе стадиона «Строитель». В общем, все предпосылки созданы, чтобы расти и развиваться.
— Как строится ваша экономика? На ваш взгляд, могут ли муниципальные, государственные структуры составлять конкуренцию коммерческим предприятиям в области спорта?
— Что касается коммерческой составляющей, то мы живем только за бюджетный счет. От главы города есть жесткая установка: никаких денег спортивные муниципальные учреждения за свои услуги брать не могут.
Конкуренция — непростой вопрос. Многое зависит от квалификации тренера. В коммерческих структурах по тому же ММА много способных, талантливых наставников, которые всецело отдают себя процессу. Здесь готовят и профессиональных бойцов, потому нередко родители готовы заплатить за обучение ребенка деньги. Хотя и в государственном спорте есть хорошие тренеры.
И смена растет хорошая. Недавно в Благовещенске, где проходило первенство Дальнего Востока по боксу, выступала сборная Приморского края. Мой сын стал третьим, он выиграл у чемпиона Читинской области, также сильного спортсмена из Бурятии. Всего сборной Приморья досталось пять первых мест, два вторых, два третьих, семь человек вышли в финал — это лучший показатель среди регионов ДФО. А на первенстве ДФО, которое состоялось на Сахалине, приморцы также заняли первое общекомандное место. Сейчас готовимся к российскому первенству.
— Какое участие Приморье принимает в подготовке к Олимпийским играм в Токио?
— Летом сюда планирует приехать сборная России, которая будет проходить адаптацию, что важно для настройки организма. Китай, Япония — это рядом с Приморьем, примерно в одних часовых поясах, схож климат. Недаром российские боксеры готовились перед Играми в КНР во Владивостоке и показали хорошие результаты.
Знаю, что делегаты уже приезжали, осматривали спортивные залы, места проживания. Вероятнее всего, тренироваться будут в «Олимпийце» и в ДВФУ.
Поиск себя
— Вы занимаетесь довольно жестким видом спорта, в то же время говорите о том, что верующий человек. Как сочетаются данные позиции?
— В возрасте 33 лет определенным образом сложились жизненные обстоятельства, переоценил многое. Видимо, пришла некая зрелость. Допустим, я считал раньше, что физическая сила, бокс — самое главное. Сейчас думаю: не стоит обольщаться своими талантами, нужное направление в жизни дает только бог. Все-таки главное не в кулаках или физических данных, а в правде, чести, совести, порядочности, доброте. Всегда старался воспитывать в этом духе детей, которых тренировал.
Много лет назад стал обливаться ледяной водой на улице. Однажды решился на прыжок в прорубь, через какое-то время повторил. Так началась моя эпопея моржевания, которая продолжается по сей день.