«Это позор!» Ярослав Харциз раскритиковал Федерацию бокса Украины
Финалист чемпионата Европы до 22 лет, неоднократный победитель чемпионатов Украины до 22 лет, неоднократный победитель чемпионатов Украины среди взрослых, победитель турниров класса А, участник Олимпийских игр 2020 в Токио, мастер спорта международного класса Ярослав Харциз дал интервью для youtube-канала " Студия Бокса Виктора Ялымова".
В беседе боксёр обрушился с критикой на Федерацию бокса Украины. Вашему вниманию — цитаты Ярослава Харциза от vRINGe.com.
"В последние два года начались какие-то непонятные проблемы с зарплатой. Донатас Пискун решает, кто сколько будет получать. Когда приносят контракты, то некоторых ребят даже нет в списках. Кто-то из них 2-й номер, кто-то 3-й. Они спрашивают, почему их нет, а им говорят, что звоните Донатасу и решайте с ним вопрос. Донатас никогда не берёт трубку. Он постоянно очень занятый человек, наверное. Ему не дозвонишься. Тренера начинают собираться, говорят, как второй номер получал ставку, а сейчас его перевели на полставки. Они ему не дозвонились, они поехали в Федерацию, зашли к нему в кабинет, потому что ребята были настроены серьёзно, мы же боксом занимаемся. И чтоб ты понимал, этот вопрос решился за 2 минуты. Для меня вообще непонятно, как такое может происходить. Получается это как бы "на дурака", пройдёт или не пройдёт. Есть ребята: кому-то неудобно, кому-то стыдно. Все знают об этих проблемах и все постоянно об этом говорят, но то, что они молчат, это их выбор. Я ни в коем случае никого не осуждаю. Наверное, они переживают за какие-то выплаты, ещё за что-то, но эта проблема есть. Кто сколько будет получать денег решает Донатас, и не советуясь ни с кем. Он списки пишет сам".
"Для нас бокс — это жизнь. У меня две тренировки в день. Нет такого, что ты потренировался и пошёл гулять. Ты полностью находишься в режиме. И когда люди сидят и решают, кто сколько будет получать, своей подписью решают судьбы… Тем более молодые спортсмены нуждаются в поддержке, и Федерация этого не понимает. У них нет никакого общения со спортсменами. К нам в сборную перед Олимпийскими играми просто даже никто не приехал и не пообщался, не спросил: "Ребята, как у вас дела? Может быть, вам чего-то не хватает? Может, вам каких-то витамин привезти или просто какой-то поддержки?" Этого не было".
"На последнем чемпионате Европы наши ребята показали очень хороший результат. Много людей из Харьковской Федерации, где первый вице-президент Манчак Александр, Шенцев Дмитрий Алексеевич помогают за свои деньги: возят спортсменов на сборы, устраивают матчевые встречи, приглашают иностранных спортсменов за свои деньги, чтобы боксёры получали опыт, международный опыт. Без такого опыта очень сложно, потому что когда ты круглый год сидишь на базе, где все одни и те же, никаких новых спарринг партнёров… И когда становятся ребята чемпионами… На самом деле у нас очень талантливые люди. Бокс в Украине сильный, это ни для кого не секрет. И вот на финалы приезжают Продивус Владимир Степанович, Федерация бокса Украины, и начинают говорить, что мы сделали для ребят всё. Как хорошо, что они нас не подвели. То стоят тренера, президенты Федераций, которые вкладывали свои деньги, время, нервы — и стоят улыбаются просто. Люди приехали, поулыбались на камеру, сказали, как всё хорошо... Все не знают, как оно на самом деле происходит. Все думают, что идёт поддержка огромная от президента. Президент принимает какое-то участие. Хотя последние года два Владимир Степанович вообще потерял интерес к боксу. Потому что нет никакого общения, всё делается для галочки. Например, перед Лондоном, перед лицензией, уже было холодно, а нам привезли летние костюмы. Штаны были заужены и взрослые тренера даже не смогли одеть эти штаны, потому что они как в лосинах были. Мы смеялись, но на самом деле — это позор. Я не говорю уже каких-то куртках. Они не позаботились, не приехали и не сказали: "Слушайте, ребята, что вам нужно?" Нет вообще никакого общения. Для галочки привезли ящик с формой, бросили, расписались в документах, где всё втридорога. Я когда расписывался перед олимпийскими играми за перчатки, за форму, то там такие сметы, за которые можно команду одевать в Nike. Можно заезжать и новую коллекцию покупать".
"Мне хочется просто, чтобы люди поняли, что Федерация бокса Украины постоянно разыгрывает спектакль, что всё хорошо. Причём, все знают об этих проблемах, но все молчат".
"Я вспомню 2019 год, Евроигры, Минск. Это мини Олимпийские игры, очень грандиозные соревнования. Команда заняла первое командное место. Наши ребята выступили просто великолепно. Приезжает Продивус Виктор Степанович и Донатас Пискун, собирают нас и говорят: "Ребята, вы просто красавцы. Нам очень приятно наблюдать, как вы боксируете. Я лично от себя каждому выпишу премию. Третье место — это 3000 долларов, второе — это 5000 долларов, и первое место — 10000 долларов. Я такой стою... молодой парень, для меня это такая сумма была. Я думаю: "Вот это уровень, вот это поддержка. Приехал президент лично, собрал, пожал руку". Я думаю: "Класс". Мне столько это сил дало. Чтоб ты понимал, выигрывают ребята первое место, второе место, третье место, мы собираемся через 3 недели на сборы. Никому ничего не заплатили. Просто как будто этого не было. Для меня вообще непонятно, как такое может быть. После этого Владимир Степанович приезжал к нам на базу, и он смотрит всем в глаза, как будто ничего не было. Приехали, сказали речь свою: "Вот, ребята, мы с вами, трудитесь. Спорт — это нелёгкое дело, мы вас всегда поддержим. Может вам что-то нужно?" Встаёт капитан и говорит: "Нам нужны витамины какие-то, орехи". Да, нам иногда привозили когда-то орехи, красную икру. Это было когда-то, но 80% — это приехали, сняли на камеру, сказали хорошую речь и уехали".
"То, что я сейчас говорю, мне на самом деле не стыдно. Мне не стыдно будет смотреть в глаза Владимиру Степановичу или Донатасу Пискуну. Пусть будет стыдно им, что они так себя ведут. Я говорю правду, я говорю то, что происходило со мной, то, что я видел. То, что люди молчат, я думаю, они боятся. Может, что какие-то последствия будут, может, какие-то зарплаты. Я за это не переживаю, потому что я знаю, что это моё, я это заслужил, что правда за мной. Я знаю, что просто так ни у кого ничего не отбирают. Только если это не беспредел".
"Молодёжный чемпионат U22, то есть — 18-22. Команда отлично выступает. Были и первые места и вторые, и третьи. После соревнований звонит Донатас Пискун. Всем обзвонил, кто занял места. Я тогда проиграл. И говорит: "Команда хорошо выступила и Владимир Степанович хочет всех наградить, выписать премии. Приезжайте в Киев". Назначил дату и ребята приезжают в Киев. Звонят Пискуну, а он говорит: "Слушайте, извините, но собрания не будет, что-то поменялось". Ребята говорят: "В смысле? Так мы в Киев приехали". А он говорит: "Да погуляйте ребята". Типа извините. Ты представляешь? Это в стране, где бокс показывает сумасшедший результат. Сколько у нас чемпионов мира, профессионалов, у нас выделяются сумасшедшие деньги на поддержку этого спорта. И вот такое отношение. Я думаю, дело в том, что президент потерял интерес к боксу. Потому что нет никакого коннекта с боксёрами".
"А как относятся ко вторым, к третьим номерам? По сути, их вообще не замечают. 2020 год Сербия. Мы едем на международный турнир от Федерации. Парень второй номер, перспективный молодой боксёр, который стремится стать первым. Он ломает руку себе и ломает достаточно серьёзно, со смещением. Приезжает в Киев. У него вот такие две руки вырастают, отёчность. Он звонит Донатасу. Я не знаю, как он трубку тогда взял. Парень говорит: "У меня такая ситуация — я поломал руку. У меня нет денег на операцию. Можете мне, пожалуйста, помочь, выделить деньги, потому что я не смогу боксировать". Он говорит: "Да, подожди, сейчас я постараюсь что-то решить". Чтоб ты понимал, никто ничего не решил. Денег нет, но вы держитесь. В итоге Александр Манчак узнаёт об этом, а парень уже собрался ехать домой с такой рукой. Это реально крест карьере. Если не заняться вовремя этой рукой, то можно забыть про бокс. Александр Манчак за свои деньги отправляет его к доктору, делают ему операцию, всё в порядке. Я это говорю не для того, чтобы кого-то распиарить или получить хайп. Это жизнь, это ситуации, которые могут случиться с любым человеком. У кого-то есть поддержка, у кого-то нет. В Харькове этой поддержки больше, потому что есть такие люди, как Александр Манчак, как Шенцев Дмитрий Алексеевич, которые уделяют внимание боксу. А есть такие области, где это совсем не развито. Вот этот парень был именно с такой области. Если бы не сделали ему операцию, то всё могло бы для него закончиться".
"И по витаминам для меня непонятно. Как человек, который тренируется два-три раза в день, сумасшедшие нагрузки переносит... Понятно, что можно тренироваться, но что будет потом? Что будет со здоровьем? Ресурс же он заканчивается. Нам выдают кардонат, супрадин, какие-то БЦА, какие-то протеины вообще непонятные. Купить протеин за 300 гривен... Ты же понимаешь, что в нём будет. Причём деньги на самом деле выделяют достаточно хорошие. Если к этому отнестись с пониманием, то можно купить нормальные витамины, можно купить нормальный протеин, рыбий жир, аминокислоты. Мне выдают такой кулёк и половину этого кулька я даже не пью, потому что я не знаю, что это такое".
"Есть два человека, с которыми я постоянно на связи. Это Александр Манчак и Александр Фока, это диетолог. Если бы не они, то я не знаю, как можно готовиться к соревнованиям с такой зарплатой, как нам платят. У меня питание только получается, как зарплата. Это чтобы я ел мясо, чтобы я ел морепродукты. Это не потому, что я такой крутой. Я могу есть и ел горох весь месяц, и каши ел. Это для того, чтобы я восстанавливался. Питание, как топливо для машины. Чем больше ты тренируешься, ты должен пополнять. Витамины очень много денег занимают. И всё это проплачивает Александр Манчак, и Александр Фока помогает. Не берут за это деньги, не говорят об этом на каждом углу. Александр Манчак столько делает для бокса и нигде об этом не говорит".
"Были скандалы. Там юноши или дети... Не выдали штанов, выдали шорты. Тренеров не допускали в углы, потому что по правилам нельзя, чтобы тренер секундировал в шортах. Просто не выдали штаны. Это реально позор. И ходили жаловались, что их снимут с соревнований, потому что вовремя не заплатили взнос, деньги не перевели на счёт. То есть вот такие проблемы происходят. Я не знаю, если так будет продолжаться, то я думаю, бокс в Украине может вообще раствориться. Потому что все говорят о результате. Нужно работать. Чтобы был результат, нужно работать над боксом, вкладывать, развивать его. Общение должно быть между всеми. А получается, что Федерация — это как будто у них свой бизнес-проект. Они сами решают, как что будет, ни с кем не советуясь. Есть Федерации топовые, у которых 80% результата. С ними никто не советуется: куда поехать, где сделать сборы, какие соревнования".
"Ребята очень многие поуходили. В профи поуходили, потому что в сборной к спортсменам такое отношение, что не хочется вообще ничего. Человек 6-7 ушли, которые пробуют себя в профессионалах, потому что они понимают, что никакого развития сидеть в сборной, когда тебя не поддерживают. У людей семьи, многие люди снимают квартиры. На такую зарплату — это смешно. Невозможно прожить на зарплату. Средняя зарплата: полставки — это 250-300 долларов, ставка — это около 400-450 долларов. Это чистая зарплата, без надбавок. Если ты чемпион Европы, то получаешь стипендию. Если ты лидер суперкрутой, то зарплата достаточно неплохая. Так всегда было, что первый получает больше. Но тут дело в отношении Федерации. Относятся по-скотски. Нет такого, что они приезжают и спрашивают: "Есть ли какие-то предложения?" Они закрылись у себя там и делают то, что они считают нужным, ни с кем не советуясь. Вот в этом вся проблема. Президент не обращает никакого внимания на перспективных спортсменов, в них не вкладывают, их не ценят. Кто-то проиграл — всё, сразу списали со счетов. Кто-то выиграл — везде молодец, красавчик, мы сделали всё что могли, ты нас не подвёл. Люди стоят просто в шоке. О них даже слова не упоминают. О тренерах, о тех, кто вложил свои средства, время, нервы. Для меня это вообще непонятно. Вот такие проблемы есть, и я об этом молчать не хочу".
"Перед Олимпиадой Федерацией бокса не было сделано ничего. Мы находились на сборах, нас кормили, нам дали номера для сна. Больше не было сделано ровным счётом ничего. Никакой поддержки извне, никаких там добавочных специальных витаминов восстановительных, даже экипировку... На Олимпийские игры нам привезли экипировку за 2 дня до вылета. Три человека уехало без формы на Олимпийские игры, потому что сказали, что нет размеров. Так что всё происходит для галочки. Никаких созидательных действий".
Чтобы не пропустить самые интересные новости из мира бокса и ММА, подписывайтесь на нас в Facebook и Twitter.