Промоутеры в боксе: от «Текса» Рикарда до наших дней
В XIX веке бокс, точнее «поединки на голых кулаках», были вне закона.
Промоутеры в боксе: от Рикарда до наших дней
Организаторы таких «ивентов» скрывались от законников (в лучшем случае договаривались с полицией), а «гонорары» бойцов и организаторов зависели исключительно от ставок собравшихся зевак (именно от этого пошло слово «prizefighter»).
Первым прорывом стало появление боксёрских правил маркиза Куинсберри (1867 год). Это привело к тому, что в некоторых штатах Америки разрешили проводить так называемые «показательные бои».
Билл Брейди
Самым узнаваемым почитателем правил Куинсберри был первый признанный чемпион-супертяж американец Джон Салливан.
В 1892 году он проиграл «титул» молодому соотечественнику Джеймсу Корбетту. И в плане боксёрского бизнеса то был очень важный поединок – штат Луизиана пошёл на крайне рискованную авантюру, легализовав у себя бокс. Это позволило провести широкомасштабную рекламную кампанию, а сам бой подавался не иначе, как первый в истории поединок за звание чемпиона мира в супертяжёлом весе.
Именно это событие официально считается первым случаем, когда со зрителей взымалась плата за просмотр.
Шоу получилось масштабным – 3-дневный «Карнавал чемпионов», в ходе которого состоялись и другие титульные бои.
Корбетт отобрал пояс у состарившегося чемпиона и провёл ряд защит. В этом ему помог менеджер Билл Брейди (на фото): договаривался за арены, искал претендентов, рекламировал событие, организовывал продажу билетов. В общем, взвалил на себя функции промоутера, но при этом едва отбивал затраты – почти все заработанные деньги уходили боксёрам.
«Текс» Рикард
Первым, кто показал, как можно зарабатывать на боксе, стал ковбой и гемблер Джордж Луис «Текс» Рикард. У него был небольшой бизнес в Голдфилде (штат Невада).
Узнав о планах по расширению города, он предложил построить арену и устраивать крутые бои, собрал на это 50 тысяч USD. Он первым ввёл фиксированные гонорары бойцам и стал организатором важнейшего в истории боя между темнокожим чемпионом Джо Гансом (гонорар 10 тысяч USD) и белым претендентом Оскаром Нельсоном (23 тысячи USD).
Рикард хотел показать всей Америке, что у него есть деньги, поэтому весь призовой фонд он выложил в витрине банка новенькими монетами по 20 USD. Фото с подачи бизнесмена разлетелось по всей стране.
Также бойцам полагался процент от продажи входных билетов. На поединке Рикард заработал около 14 тысяч USD чистыми.
"Текс" Рикард
Но самое главное было в том, что коммерческий успех предприятия вынудил все штаты задуматься о легализации бокса.
Поучаствовал «Текс» и в другом легендарном противостоянии – поединке за звание чемпиона в хэвивейте между темнокожим чемпионом Джеком Джонсоном и предыдущим гегемоном белым здоровяком Джимом Джеффрисом. Рикард поставил на кон боя 101 тысячу USD. Победителю досталось 75% и по 10 тысяч USD каждому за подписание контракта.
Бой состоялся в Рино (штат Невада) – там построили стадион на 20 тысяч мест. Если с финансовой стороны событие прошло успешно, то для легализации бокса последствия были ужасными – после победы темнокожего чемпиона в стране начались расовые погромы, снятый на плёнку бой транслировать запретили, а Джонсона и вовсе вынудили покинуть США с помощью ложных обвинений.
Чемпион потерял титул в бою с «Белой надеждой» Джессом Уиллардом, а тот в свою очередь уступил Джеку Демпси. У последнего были огромные проблемы с выбором оппозиции. Подходящего нашли во Франции – герой войны красавчик-технарь средневес Жорж Карпентье.
Менеджер Демпси обратился к Рикарду, так как только тот мог раскрутить событие на всю катушку. И тот постарался: первая в истории онлайн радиотрансляция боя, полмиллиона на кону (300 тысяч для Демпси и 200 тысяч для Карпентье), закрытая тренировочная база француза и его обещания прикончить оппонента «секретным ударом».
"Текс" Рикард и Джек Демпси
Несмотря на то, что всамделишной интриги в бою не было никакой из-за разницы в антропометрии и весе, событие подали под соусом «битвы века». Рикард собрал 80 тысяч болельщиков, которые принесли в казну почти 1,8 миллиона USD. А Демпси стал одной из величайших звёзд спорта.
Ещё один рекорд Рикарда (причём актуальный даже в наши дни) – 120 тысяч болельщиков во время боя Демпси против Джина Танни. А бой-реванш и вовсе собрал немыслимые на то время почти 2,7 миллиона USD.
Рикард скончался в 1929 году. Сразу же после его смерти США накрыла «Великая депрессия». Бокс надолго перешёл на клубный уровень – прежних денег уже в индустрии не было.
Бокс и телевидение
Ренессанс бокса в США связан с именем темнокожей легенды-супертяжа Джо Луиса. Скромностью и уважением к соперникам он сумел завоевать любовь даже белых болельщиков, особенно после победы над «любимцем Гитлера» Максом Шмелингом.
Макс Шмелинг и Джо Луис
В 1947 году бой Луиса против Джерси Джо Уолкотта стал первым поединком, который транслировали на телевидении. Бои на ТВ сильно ударили по клубному боксу, но вернули огромные деньги в индустрию.
В 1952 году состоялся поединок, который символизирует переход от «олдскула» к «новому порядку» в боксёрском бизнесе. После ухода на пенсию Рокки Марчиано, его титул разыграли возрастной и ранее всеми избегаемый Арчи Мур и олимпийский чемпион Флойд Паттерсон.
Новизна заключалась в следующем: если ранее бойцу нужно было провести с пять десятков поединков, чтобы выйти на титул, то новая эра намного быстрее производила контендеров, в том числе за счёт расчётливого подбора оппозиции.
Дон Кинг
Экс-рэкетир, отсидевший за убийство в уличной драке. Мелкий промоутер, который сорвал огромный куш в 1974 году – как-то убедил президента Заира вложить 10 миллионов USD в бой между Мухаммедом Али и Джорджем Форманом, пообещав, что событие станет отличной рекламой и инвестицией для страны.
Мухаммед Али и Дон Кинг
После «Грохота в джунглях» в Заире Кинг провёл в следующем году по такой же схеме на Филиппинах бой Али против Джо Фрейзера («Триллер в Маниле»). Эти два события на два десятилетия сделали его величайшим промоутером в боксе.
Клиенты-бойцы частенько обвиняли бизнесмена в мошенничестве. С ним судились Али, Ларри Холмс, Майк Тайсон, Терри Норрис, Леннокс Льюис, телеканал ESPN (из-за документального фильма о методах Кинга), Крис Бёрд, Тим Уизерспун.
Несмотря на это, Кинг сделал миллионерами не менее 90 боксёров. Он до сих пор в бизнесе, хотя уже давненько далеко не на первых ролях.
Топ-10 самых больших сенсаций в истории бокса: Тайсон, Али, Джонс и Чавес
Действующие топ-промоутеры
Боб Арум и Top Rank
Один из «трёх китов» бокса. На рынке с 1973 года.
Лучшие бойцы: Тайсон Фьюри, Шакур Стивенсон, Василий Ломаченко, Джо Смит-младший, Артур Бетербиев, Наоя Иноуэ, Оскар Вальдес, Джош Тейлор.
Тайсон Фьюри и Боб Арум
Эл Хэймон и Premier Boxing Champions
Де-юре Хэймон – не промоутер, а консультант. В промоутерском бизнесе с 2000-х годов.
Вечера из серии Premier Boxing Champions де-факто проводят другие промоутеры: Том Браун (TGB Promotions), Ивон Мишель (GYM Promotions), Флойд Мейвезер (Mayweather Promotions), Леон Маргулес (Warriors Boxing Promotions), Сэмпсон Левковиц (Sampson Boxing).
Лучшие бойцы: Эррол Спенс, Деонтей Уайлдер, Джермалл и Джермелл Чарло, Давид Бенавидес, Джервонта Дэвис, Стивен Фултон, Лео Санта Крус.
Эдди Хирн и Matchroom Boxing
Британская топ-компания на рынке с 1980-х годов. С 2018 года успешно делает шоу в США.
Лучшие бойцы: Сауль Альварес, Девин Хэйни, Александр Усик, Дмитрий Бивол и Геннадий Головкин (все вышеперечисленные де-факто просто сотрудничают с Хирном), Энтони Джошуа, Кэти Тейлор, Лоуренс Околи, Деметриус Эндрэд, Хуан Франсиско Эстрада.
Фредди Каннингхэм, Барри Хирн, Энтони Джошуа и Эдди Хирн
Лучшие из региональных компаний
Оскар Де Ла Хойя и Golden Boy Promotions
Берёт начало в 2002 году. Осталась на плаву после скандала с экс-генеральным директором Ричардом Шафером – увёл к Хэймону всех лучших бойцов. Сейчас работает на рынке Калифорнии с тамошними топ-проспектами.
Лучшие бойцы: Райан Гарсия, Вёрджил Ортис, Джошуа Франко, Роджер Гутьеррес, Сениеса Эстрада, Хайме Мунгия, Вильям Сепеда, Джозеф Диас.
Бен Шалом и Boxxer
На рынке с 2018 года. Работает в Британии и развивается семимильными шагами. Начинали с локальных турниров на вылет (Ultimate Boxxer).
Лучшие бойцы: Крис Юбэнк-младший, Давид Аванесян, Хьюи Фьюри, Саванна Маршалл, Кларисса Шилдс. Именно эта компания сделает долгожданный в Британии бой Амир Хан vs Келл Брук.
Акихико Хонда и Teiken Promotions
Формально в бизнесе с 1920-х годов благодаря легендарному боксёрскому клубу Teiken. Лидер в мелких весовых категориях. Сотрудничают со всеми топ-промоутерами.
Лучшие бойцы: Кеничи Огава, Роман Гонсалес, Карлос Куадрас, Рёта Мурата.
Фрэнк Уоррен и Queensberry Promotions
На рынке с 1980-х годов. Один из ведущих промоутеров Великобритании.
Лучшие бойцы: Тайсон Фьюри, Джо Джойс, Дэниел Дюбуа, Энтони Ярд, Каллум Джонсон, Зак Паркер, Майкл Конлан.
Дэниел Дюбуа, Фрэнк Уоррен, Джо Джойс
Герман Титов и RCC Boxing Promotions
Ведущий промоушен России. Создан в 2016 году бизнесменом Игорем Алтушкиным
Лучшие бойцы: Хорхе Линарес, Дмитрий Бивол, Магомед Курбанов, Шавкат Рахимов, Заур Абдуллаев, Евгений Романов, Евгений Тищенко.
Калле Зауэрлянд и Wassermann Boxing
Молодой проект. Экс-Sauerland Event. А сам Калле в последние годы напомнил о себе Всемирной боксёрской суперсерией (WBSS).
Лучшие бойцы: Майрис Бриедис, Филип Хргович, Крис Юбэнк-младший.
Лу Дибелла и DiBella Entertainment
Один из лучших в умении отыскать таланты. Регулярно проводит свои шоу, сотрудничает со всеми топ-промоутерами и другими проектами (Triller, Broadway Boxing).
Лучшие бойцы: Джордж Камбосос-младший, Чарльз Конуэлл, Баходир Джалолов, Аманда Серрано, Раджаб Бутаев, Ричард Комми.
Ричард Шафер и Probellum
Скандально известный Шафер объявился с новым проектом и сразу же подписал множество крутых бойцов и договоры о сотрудничестве с другими промоутерами.
Лучшие бойцы: Нонито Донэйр, Риджис Прогрейс, Баду Джек, Донни Ньетес, Рикки Бёрнз, Ли Макгрегор.
Ричард Шафер и Флойд Мейвезер
Читайте также: Лучшие нокаутёры в истории бокса: топ-25 великих панчеров
Чтобы не пропустить самые интересные новости из мира бокса и ММА, подписывайтесь на нас в Facebook и Twitter.