Телескоп Уэбб нашел возможно самую далекую из известных галактик

Спустя неделю после всемирной премьеры его первых снимков, космический телескоп Джеймс Уэбб потенциально обнаружил галактику, существовавшую 13,5 миллиардов лет назад. Так заявил ученый, проанализировавший данные.<br>Галактика, известная как GLASS-z13, датируется около 300 миллионов лет после Большого взрыва, примерно на 100 миллионов лет раньше, чем что-либо идентифицированное ранее, сообщил AFP Рохан Найду из Гарвардского центра астрофизики.<br>«Потенциально мы наблюдаем самый далекий звездный свет, который нам доводилось видеть», — сказал он.<br>Чем дальше от нас находятся объекты, тем больше времени требуется, чтобы их свет достиг нас. Таким образом, заглянуть в далекую вселенную — значит заглянуть в далекое прошлое.<br>Хотя GLASS-z13 существовала в самую раннюю эпоху Вселенной, ее точный возраст остается неизвестным, поскольку она могла сформироваться в любое время в течение первых 300 миллионов лет.<br>GLASS-z13 была обнаружена в так называемых «предварительных» данных основного тепловизора орбитальной обсерватории, называемого NIRcam, но это открытие не было раскрыто в первом наборе изображений, опубликованном НАСА на прошлой неделе.<br>При переводе из инфракрасного в видимый спектр галактика выглядит как сгусток красного цвета с белым в центре, как часть более широкого изображения далекого космоса, называемого "глубоким полем".<br>Найду и команда из 25 астрономов со всего мира передали свои результаты в научный журнал.<br>На данный момент исследование размещено на сервере «препринтов», поэтому оно еще не было рецензировано, но оно уже вызвало фурор среди мирового астрономического сообщества.<br>«Многие астрономические записи стали негодны, и многие другие под угрозой», — написал главный научный сотрудник НАСА Томас Зурбухен.<br>«Да, я склонен радоваться, только когда наука дает четкую экспертную оценку. Но это выглядит очень многообещающе», — добавил он.<br>Найду сказал, что другая группа астрономов во главе с Марко Кастеллано, которая работала с теми же данными, пришла к аналогичным выводам, «так что это придаёт нам уверенности».<br><b>«Еще предстоит работа»</b><br>Одним из самых больших преимуществ Уэбба является его способность находить самые ранние галактики, которые образовались после Большого взрыва 13,8 миллиарда лет назад.<br>Поскольку они находятся так далеко от Земли, к тому времени, когда их свет достигает нас, он растягивается из-за расширения Вселенной и смещается в инфракрасную область светового спектра, которую Уэбб способен обнаруживать с беспрецедентной четкостью.<br>Найду и его коллеги просмотрели эти инфракрасные данные далекой вселенной в поисках характерных признаков очень далеких галактик.<br>Ниже определенного порога длины волны инфракрасного излучения все фотоны — сгустки энергии — поглощаются нейтральным водородом Вселенной, который находится между объектом и наблюдателем.<br>Используя данные, собранные через разные инфракрасные фильтры, направленные на одну и ту же область космоса, они смогли определить, где происходит этот провал фотонов, из чего был сделан вывод о существовании этих самых далеких галактик.<br>«Мы просмотрели все ранние данные о галактиках с этой очень яркой характеристикой, и эти две системы имели наибольшее сходство», — сказал Найду.<br>Одна из них — GLASS-z13, а другая, менее древняя, — GLASS-z11.<br>«Есть веские доказательства, но еще многое предстоит сделать», — сказал Найду.<br>В частности, команда хочет попросить у менеджеров Уэбба время на проведение спектроскопии — анализа света, который выявляет подробные свойства — для измерения точного расстояния до него.<br>«Прямо сейчас наше предположение о расстоянии основано на том, чего мы не видим — было бы здорово получить ответ на то, что мы видим», — сказал Найду.<br>Однако команда уже обнаружила удивительные свойства.<br>Например, галактика имеет массу в миллиард Солнц, что «потенциально очень удивительно, и мы это не до конца понимаем», учитывая, как скоро после Большого взрыва она образовалась, сказал Найду.<br>Запущенный в декабре прошлого года и полностью готовый к работе с прошлой недели, Уэбб является самым мощным космическим телескопом из когда-либо построенных, и астрономы уверены, что он ознаменует новую эру открытий.

Телескоп Уэбб нашел возможно самую далекую из известных галактик