об истории отечественной спортивной дисциплины
«Из 69 стран-участниц самое пристальное внимание было к спортсменам из Советского Союза, ведь для нас это была первая Олимпиада в истории. Наша команда ранее не имела опыта выступления на международной арене, мы были заняты восстановлением страны после самой кровопролитной войны в истории человечества. Большинство спортсменов были прошедшими боевые действия молодыми парнями и девушками. Многие из них имели ранения и покалеченные судьбы».
Лето 1952 года в Хельсинки выдалось не таким уж и жарким, а на главное мировое спортивное событие 19 июля вообще пошёл дождь. Однако это не помешало 70-тысячной толпе собраться в Тёёлё на Олимпийском стадионе.
Под звуки марша 5,5 тыс. спортсменов ждали, когда легендарный бегун Пааво Летучий Финн Нурми пробежит мимо и зажжёт олимпийский огонь. Настал момент — Нурми влетел на дорожку стадиона и промчался вихрем возле стоявших рядами спортсменов, большинство из которых просто мечтали увидеть легендарного бегуна. Спустя минуту в огромной чаше уже полыхал огонь. Так начались 15-е по счёту летние Олимпийские игры.
Из 69 стран-участниц самое пристальное внимание было к спортсменам из Советского Союза, ведь для нас это была первая Олимпиада в истории. Наша команда ранее не имела опыта выступления на международной арене, мы были заняты восстановлением страны после самой кровопролитной войны в истории человечества. Большинство спортсменов были прошедшими боевые действия молодыми парнями и девушками. Многие из них имели ранения и покалеченные судьбы. Только любовь к Родине, железная воля и несгибаемый характер этих людей давали им силы представлять Советский Союз на таком грандиозном спортивном событии.
Мы хотели побеждать, однако от нас тогда никто не ждал результатов.
Бокс начался 28 июля и закончился 2 августа. Сборная под руководством тренера Виктора Михайлова смогла выступить сенсационно. Мы не взяли ни одного золота, но смогли выиграть медальный зачёт, завоевав четыре бронзовые и две серебряные медали. Сильнейшими боксёрами Олимпийских игр стали американцы.
Для нашей команды, выступающей впервые на соревнованиях такого калибра, это и вправду было серьёзным достижением. После Олимпийских игр мы вернулись домой, чтобы как следует провести работу над ошибками, ведь нам предстоял долгий путь на вершину мирового бокса.
Результат не заставил себя долго ждать. Ровно через четыре года на Олимпийских играх в Мельбурне под руководством Сергея Щербакова наши боксёры завоевали три золотые медали, одну серебряную и две бронзовые. Согласитесь, невероятный прогресс за четыре года. Таким титанам бокса, как США, Англия, Италия, для того чтобы добиться высокого результата, потребовались десятилетия, а мы смогли выйти в лидеры всего за один четырёхлетний цикл. В чём же секрет успеха? Тогда Сергей Щербаков, главный тренер, сформулировал определённую модель боксёра. Поскольку Сергей Семёнович был человек жёсткий, прошедший войну и получивший серьёзное ранение, он умел выживать в сложных условиях, соответственно, его модель бокса была крайне сурова. Тактика строилась из короткой разведки, жёстких атакующих действий и мгновенных контратак. В то время и речи не было об искусном переигрывании соперника по очкам. Щербаков проповедовал тотальное превосходство во всех компонентах бокса.
На Олимпиаде в Риме в 1960 году успех был, возможно, не такой фееричный, как в Мельбурне, но всё же одна золотая, две серебряные и две бронзовые награды сборная СССР смогла добыть. И снова лучшими стали американцы с тремя золотыми медалями.
В мире начали говорить о противостоянии советской и американской школ бокса. А что такое вообще школа бокса?
Анализируя поединки наших боксёров, тренеры постоянно улучшали стили своих бойцов — от манеры перемещения в ринге до ударов. Действительно, были брошюры с кратким описанием, как действовать против боксёров с определённой манерой. А поскольку бокс являлся предметом, требующим изучения, то и подобная литература была своеобразным учебником.
Исследовали все возможные тактики, и против каждой была разработана стратегия победы. В сборную отбирали только лучших, предпочитая боксёров, которые были крупнее для своих весовых категорий, выше ростом и с более длинными руками. С 1952 года стало понятно, что с левшами неудобно боксировать, и их с удовольствием брали в главную команду страны.
Помимо постоянной сдачи нормативов, тренерский штаб требовал штудирования теоретической части.
Боксёр должен был назубок знать, как ему действовать в ринге против кого угодно. Таким образом, тренировки шли по всем направлениям. Также стали подключать спортивных психологов, которые развивали стрессоустойчивость наших спортсменов.
Мы первые, кто применил научный подход к такой спортивной дисциплине, как бокс.
Олимпийские игры 1964 года в Токио — тому яркое подтверждение: девять медалей, из которых три золотые, четыре серебряные и две бронзовые. Ко всему прочему, Валерий Попенченко, выступающий в средней весовой категории, получил Кубок Вэла Баркера как самый техничный боксёр Олимпийских игр. Все победы, кроме одной, Попенченко закончил нокаутами.
Теперь мир чётко знал, на что способны боксёры СССР, и наших специалистов стали привлекать в другие страны.
Тренеры Сергей Огуренков, Андрей Червоненко и Константин Градополов улетели развивать бокс на Кубу и породили там главного конкурента нашей сборной на ринге. Кубинцы благодаря отточенной системе подготовки боксёров быстро осваивали этот спорт. В 1964 году руководить кубинскими боксёрами стал выпускник Киевского спортивного института уроженец Сантьяго-де-Куба Альсидес Сагарра. Они быстро сработались с Андреем Червоненко, и спустя восемь лет благодаря советский методике тренировок кубинцы выйдут на мировой уровень и уже никогда не опустятся вниз.
В олимпийском медальном зачёте СССР стоит на четвёртом месте (после США, Кубы и Великобритании), но если учитывать, что мы выступаем с 1952 года, то это весьма достойный результат.
Сейчас Советского Союза больше нет, но школа бокса не зря сохранила своё название. До сих пор во всех детско-юношеских школах олимпийского резерва преподают бокс по методикам, разработанным ещё в далёкое время, когда мы только начинали свой путь наверх. Спустя десятилетия наши боксёры по-прежнему показывают высочайший класс на международных соревнованиях, а советская школа бокса не утратила своей актуальности и, наоборот, переживает своё второе рождение.
Да и, признаться, как же это приятно — наблюдать за филигранной работой ног, острыми ударами передней рукой и великолепной скоростью. И даже если мне не скажут, кто боксирует в ринге, я всегда узнаю нашего боксёра, ведь визитной карточкой и эталоном качества ведения боя будет именно советская школа бокса.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.