Спорт, который помогает стать умнее. После футбола он второй по поулярности
Мы решили поговорить с председателем Детско-юношеского Совета ФШПО, одним из ведущих детских тренеров областной школы шахмат Александром ШПАКОМ о том, как развита эта сфера в нашем регионе, легко ли учить детей самому усидчивому виду спорта и какие существуют проблемы. Обыграть старшего брата - Когда вы научились играть в шахматы? - Шахматами занимаюсь давно. Впервые меня научил играть отец, когда мне было 6 лет. Тогда я совсем не задумывался, хочу ли с ними связать жизнь, но играть мне понравилось. Позже в школе пошел в шахматную секцию. Отец меня всячески в этом поддерживал, всерьез он шахматами не увлекался и играл больше ради меня. Но за все время я обыграл его всего два раза, и то один раз случайно, только потому, что он отвлекся. Одновременно я занимался в музыкальной школе и играл в футбол. - А есть ли какие-то возрастные ограничения, с какого возраста можно научить ребенка играть? - Нет. Можно учиться в любом возрасте. У меня был выезд на соревнования, где самой младшей участнице было 4,5 года. Но я не такой экстремальный человек, в нашей школе мы принимаем детей с 6 лет. - Нужны ли какие-то способности к шахматам или их можно развить у ребенка? - Все зависит от того, какие ставить цели. Чтобы стать чемпионом мира, то способности необходимы. Чтобы просто развить в себе интеллектуальные способности и стать видным игроком какого-то городского клуба, то достичь этого может любой. За свою жизнь я никого никогда не отсеивал кого-то по уровню способностей. Есть теория, что любой человек талантлив. Просто это надо развить. За всю историю человечества еще не изобрели приборы, которые измеряют, в чем и насколько талантлив человек. Существуют смежные свойства – память, усидчивость, умение просчитывать в уме ответственность за поступки – все это может пригодиться в игре и в какой-то мере охарактеризовать ребенка, имеющего эти навыки, как талантливого. - Шахматы – особый вид спорта, здесь нужна сосредоточенность, а маленькие дети очень подвижные. Как заставить детей спокойно сидеть и заниматься? - У меня по этому поводу ярко выраженная позиция. Их не надо заставлять, надо сделать так, чтобы им было интересно, а дальше постараться для каждого найти свою мотивацию. Например, Дмитрий Петров, ведущий программы «Полиглот» тоже всегда говорит, определите для себя, зачем изучать иностранный язык. Для кого-то мотивация – смотреть фильмы в оригинале или свободно общаться в другой стране. Здесь, конечно, посложнее. Некоторые хотят маму порадовать, кто-то обыграть старшего брата или выполнить спортивный разряд и стать победителей соревнования. Кому-то просто нравится процесс. - Есть те, кто приходит, но не хочет заниматься? - Такие случаи не очень часто встречаются. Мы же не общеобразовательная школа и никого насильно не держим. Бывает, кто-то не хочет заниматься в знак протеста. Один известный тренер рассказывал, как к нему привели дошкольницу, она активно упиралась. А в то время шел популярный сериал «Богатые тоже плачут». И он сказал девочке: «Вика, ты знаешь, что Вероника Кастро очень любит играть в шахматы?». И после этого она начала внимательно слушать. «Научите обыгрывать!» - А у вас есть какие-то методы обучения? - Придерживаюсь мнения, что чем больше обучение личностно ориентировано, тем лучше. Я, например, не люблю говорить заготовленные тексты, мне важен контакт с аудиторией, видеть, как они реагируют и по взгляду видеть, понимают ли дети материал. - Есть ли секрет, как вырастить чемпиона? - Расскажу опыт другого тренера. Приходит мама с ребенком и говорит: «Я хочу чтобы вы научили моего ребенка всех обыгрывать». А он отвечает: «Я бы с радостью, но я сам так не умею». Так и здесь тоже. Я не могу никому гарантировать победы в соревнованиях. Это не только от меня зависит, это еще и конкурентная борьба с другими участниками. Одна из задач тренера – привить интерес и обучить самостоятельной работе. Если ребенок хочет и готов трудиться, то достаточно будет полгода-год, чтобы он достойно выглядел на соревнованиях и занимал призовые места. - А насколько шахматы популярны у детей? И стоит ли этот вид спорта поддерживать и развивать? - По количеству занимающихся шахматы на втором месте в области после футбола. Так что желающих много. По поводу второго вопроса – надо поддерживать то, что приносит пользу. Будучи на посту Уполномоченного по правам ребёнка, председатель федерации шахмат Д.В. Шахов отметил, что в области на учете в наркологическом диспансере не стоит ни одного ребенка, которые занимаются шахматами. Да и в целом у них меньше вредных привычек, чем у других детей. Кроме того, ни одна статья написана по поводу огромного влияния шахмат на развитие интеллектуальных способностей. Проводили исследование, и выяснилось, что в классах, где были занятия по шахматам, успеваемость выше, чем там, где их не было. Потому что они развивают оперативную и зрительную память и логическое мышление. - Как часто удается участвовать в крупных соревнованиях? - Мы участвуем в большинстве крупных соревнованиях, регулярно на муниципальном уровне тоже выставляем участников. За последние несколько лет у нас не менее 4-5 медалей окружного и более высокого уровня. Могут быть разные мнения, местная власть может считать, что результаты не очень хорошие по сравнению с другими регионами, но мое мнение – результаты достойны, учитывая наши условия. «А завтра отсюда нас попросят» - Что вы имеете в виду, какие условия? - У нас далеко не самый финансово обеспеченный регион, который, к сожалению, не имеет глубоких шахматных традиций. В Пскове за всю историю еще не было ни одного мужского международного мастера, не говоря уже о гроссмейстерах. Кадры решают все. Для борьбы на Первенстве России это затрудняет достижение определенных результатов. - А какие еще есть проблемы? - Низкая зарплата специалистов. Конечно, если сравнивать с 90-ми, где почти ничего не было, то все относительно неплохо. Но с 2009 года с финансированием мероприятий стало ощутимо хуже. Приходится от чего-то отказываться, не участвовать в каких-то соревнованиях. По сути, в плане экипировки шахматистам немного надо, но в плане соревнований это часто выезд на неделю и больше, а значит, надо решать вопрос с проездом, проживанием и питанием. Теперь всё чаще это бремя родителей. Еще одна серьезная проблема – отсутствие большого турнирного помещения. В областной школе шахмат можно провести турнир для 10-12 участников. Это слишком мало, даже для проведения Первенство города. Только самые малочисленные турниры. Есть помещение в Ледовом дворце, рассчитанное примерно на 30 посадочных мест, есть помещение на Октябрьском, 38. Там 40 с небольшим мест. Много это или мало? Для турнира выходного дня это вполне достаточно, а вот для больших соревнований не хватит. Каждый раз приходится искать помещение для крупных соревнований. Это арендная плата, доставка и хранение инвентаря - серьезная проблема. Да и одно дело, когда ты проводишь мероприятие на своей территории, другое – когда приходится согласовывать с несколькими организациями. Есть какие-то подвижки по решению этого вопроса, но я пока смотрю на это со сдержанным оптимизмом. - Вы имеете в виду помещение на Некрасова, 12, которое хотят отдать вам? - Да, есть много надежд по этому поводу, но сразу выяснилось что есть много ограничений: здание не будет являться нашей собственностью. То есть сегодня мы здесь, а завтра нас отсюда могут попросить. Также большой вопрос с требованием сохранить облик здания. Нам, наоборот, хотелось бы помещение побольше. Но пока наперед забегать не буду. Может случиться так, что осенью власти примут положительное для нас решение, но не удивлюсь если ситуация затянется.