С 1 сентября увеличится число российских школ, в которых учащихся младших классов в обязательном порядке будут обучать игре в шахматы. Как сообщает «Московский комсомолец» со ссылкой на Минпросвещения, программы преподавания и учебники уже разработаны. Впрочем, никто не ставит задачей превратить Россию в кузницу гроссмейстеров: как известно, многие дети ходят на музыку, но далеко не все из них становятся музыкантами. Шахматы нужны для того, чтобы развивать образное мышление. Кроме того, утверждается, что игра повышает успеваемость. В первом классе некоторых школ с 1 сентября шахматы теперь будут преподавать 33 часа, а со второго по четвертый класс — на час больше. Этого недостаточно, уверен народный учитель России, директор московского Центра образования № 548 Ефим Рачевский. Ефим Рачевский народный учитель России, директор московского Центра образования № 548 «У нас в школе это делается последние 12-15 лет для определенных возрастов, а потом уже на добровольных началах. 35 часов в год — это мало. Час в неделю — это только возможность раз в неделю пообщаться с тренером. Возможно, это повлияет на успеваемость. Но меня как директора школы волнует не столько формальная сторона успеваемости, сколько развитие их мыслительной деятельности». Новое и в этот раз — хорошо забытое старое. Нечто подобное существовало еще в Советском Союзе с движением «Белая ладья» и одноименным турниром среди школьников, которые в 1960-е годы прошлого века развивали детский писатель Лев Кассиль и чемпион мира по шахматам Василий Смыслов. Сейчас играть в шахматы кое-где начинают еще раньше, отметил заслуженный учитель РФ, директор московского Центра образования № 109 Евгений Ямбург. Евгений Ямбург заслуженный учитель РФ, директор московского Центра образования № 109 «В некоторых детских садах это уже есть. Это позволяет решить целый ряд очень серьезных вещей, связанных с развитием мышления, символическим замещением. Это одна из тех инициатив, которую можно поддерживать. Другое дело, что это нельзя вводить насильно, потому что нужно, чтобы для этого были те, кто может «заразить» детей. Я, например, знаю очень интересную театрализацию, когда дети одеваются в короля, королеву, в слонов, переступают шашечные поля, которые есть уже во многих местах. Все зависит от того, кто и как это делает». В России от 42 тысяч до 43 тысяч школ. Возникает вопрос: где на всех взять преподавателей шахмат? Конечно, существует множество разных, в том числе и научных, обоснований пользы занятия шахматами. Они сегодня активно используется для решения не только педагогических, но и некоторых психологических задач, даже в реабилитации людей с задержками развития. Шахматы позволяют серьезно развивать разные виды мышления, поэтому идея прекрасная — никто не спорит. Но не хотелось бы, чтобы она свелась к некой профанации, опасается социальный психолог, педагог Алексей Газарян. Алексей Газарян социальный психолог, педагог «К самим шахматам вопросов нет. К обязательности же всегда есть несколько вопросов. Во-первых, это вопрос о преподавателях, о методиках. Наверное, потребуются какие-то дополнительные усилия. Отсюда всегда вопрос про некоторую фиктивность. Школы не всегда отличаются тем, что то, что там внедряется, работает так, как задумано. Хотя вокруг шахмат сегодня развивают направления в университетах — подготовка специалистов по работе с детьми в этом направлении». О том, что в школах необходимо ввести уроки по шахматам, глава Минпросвещения Ольга Васильева заявляла еще в 2017 году. По ее словам, дети должны заниматься шахматами в школе во внеурочное время бесплатно.