Что спасет эстонскую правительственную коалицию от развала?
В разгар второй волны пандемии коронавируса Эстония рискует остаться без работоспособного правительства. Причиной кризиса стали резкие высказывания главы МВД Марта Хельме, которые могут стать последней каплей, переполнившей чашу терпения других участников правительственной коалиции.
На прошлой неделе занимающий также пост вице-председателя Консервативной народной партии (КНП) Хельме в интервью Deutsche Welle посоветовал эстонским представителям секс-меньшинств "бежать в Швецию", где "на них смотрят более вежливо", чем в Эстонии.
Президент Эстонии Керсти Кальюлайд и представители оппозиционных партий призвали отправить Хельме в отставку. Премьер Юри Ратас отметил, что подобные высказывания в адрес части эстонского населения подрывают нормальную работу коалиции. Эстонские СМИ со ссылкой на анонимные источники начали сообщать, что Марту Хельме предложат покинуть пост главы МВД, на чем конфликт и будет исчерпан.
Но оказалось, что так легко исправить ситуацию не удастся. Лидер КНП, министр финансов Мартин Хельме заявил, что отставка его отца с поста главы МВД будет означать раскол коалиции. Сам же Март Хельме также дал понять, что партия пойдет до конца и готова уйти в оппозицию.
Как формировалась коалиция
Истинные причины кризиса следует искать в амбициях ведущих политических сил страны.
Нынешнюю конфигурацию правительство Эстонии обрело весной прошлого года, когда победившая на мартовских парламентских выборах праволиберальная Партия реформ (она получила 34 мандата в 101-местном парламенте) не смогла сформировать правящую коалицию.
Кабинет смогла создать лишь пришедшая второй (26 мандатов) Центристская партия, за которую голосует большинство русскоязычных избирателей страны. Она пригласила в коалицию маргинальную КНП (19 мандатов) и также придерживающуюся консервативных взглядов партию "Отечество" (12 мест).
В рядах центристов хватало противников такого союза: депутаты КНП ранее неоднократно оскорбляли русских жителей республики, участвовали в факельных шествиях в честь легионеров СС и выступали за установку памятника бойцу преступной организации. Однако политический расчет оказался сильнее старой неприязни: вскоре центристы, КНП и "Отечество" подписали договор новой коалиции, согласно которому премьер-министром стал Юри Ратас.
Скандалы в коалиции
За полтора года работы коалиция многократно оказывалась в центре различных скандалов, каждый из которых мог привести к крушению кабинета.
Первый вотум недоверия в отношении Марта Хельме был вынесен в парламент (Рийгикогу) вскоре, после того как министр заявил, что Россия якобы до сих пор не вернула Эстонии 5,2% территории, подразумевая Ивангород, а также часть Печорского района. Большинство в парламенте вотум не поддержало.
Самый громкий до последнего времени скандал Март Хельме устроил в декабре прошлого года, когда раскритиковал назначение на пост премьер-министра Финляндии 34-летней Санны Марин, вспомнив цитату Ленина "о том, что любая кухарка может стать министром". Для коалиции и тогда все ограничилось принесением извинений Санне Марин.
В этих и многих других правительственных кризисах в Эстонии роль миротворца успешно выполнял премьер Юри Ратас, который в качестве последней инстанции дезавуировал неудачные высказывания Марта Хельме. Но в этот раз конфликт внутри коалиции пошел по другому сценарию.
Во-первых, КНП внезапно предъявила ультиматум Центристской партии, сказав, что отставка Марта Хельме с поста главы МВД будет равнозначна краху коалиции. Кроме того, постоянные проблемы из-за выступлений Марта Хельме и его сына явно надоели другим представителям Центристской партии.
"В партии почти 15 тыс. членов, и, разумеется, они не хотят постоянно слышать льющиеся как из рога изобилия глупости Мартина Хельме", - заявила, комментируя скандал, евродепутат от центристов Яна Тоом. А представляющий ту же партию министр социальных дел Танель Кийк признал, что "коалиция, безусловно, в критическом положении".
Третий партнер по коалиции - партия "Отечество" - также серьезно озабочен происходящим. Глава Минобороны Юри Луйк, например, назвал высказывание Хельме в адрес меньшинств "наиболее радикально противоречащим положениям конституции".
"Этот кризис совсем другой, и на самом деле пространства для маневра у Ратаса на этот раз намного меньше", - отметил политический обозреватель портала ERR Тоомас Сильдам.
Что может произойти дальше
В случае развала коалиции новое правительство вновь попытается сформировать Партия реформ, которая в парламенте имеет 34 мандата. Однако, чтобы добиться этой цели, реформистам надо либо договориться о союзе с центристами, либо с "Отечеством" и социал-демократами: союз с КНП Партия реформ для себя не раз принципиально исключала.
В свою очередь Консервативная народная партия в случае развала коалиции имеет математический шанс сформировать коалицию с "Отечеством" и социал-демократами, иначе им просто не хватает голосов. Вероятность такого союза, однако, крайне низка, поскольку социал-демократы также расходятся с КНП по многим принципиальным позициям. А заместитель председателя Социал-демократической партии, депутат Рийгикогу Лаури Ляэнеметс предлагает и вовсе не браться за задачу формирования нового большинства в парламенте и создать вместо этого правительство меньшинства.
Какой бы ни стала новая конфигурация власти в Эстонии, наверняка о ней можно сказать одно: Центристская партия и ее лидер Юри Ратас потеряют в ней нынешнее доминирующее положение. И это, возможно, главная причина, почему Ратас прикладывает максимум усилий, чтобы уладить даже зашедший так далеко конфликт.
"Если есть желание продолжить править втроем, то нужно идти на компромисс, - сказал во вторник премьер телеканалу ETV+, назвав нынешний кризис самым большим испытанием для его правительства. - Если этого желания нет, если стороны будут настаивать на неизменности принципиальных позиций, то в такой ситуации сложно двигаться вперед всем вместе".
Евгений Антонов