Нино Бурджанадзе: Грузия стоит на пороге второй «революции роз»
Итоги парламентских выборов в Грузии признаёт только правящая партия «Грузинская мечта», все остальные политические силы планируют бойкотировать новый парламент. Страну охватил серьёзный политический кризис, и единственный способ избежать переворота — провести повторное голосование, сказала в интервью «Парламентской газете» экс-спикер грузинского парламента, лидер партии «Единая Грузия» Нино Бурджанадзе.
Напомним, 1 ноября в Грузии завершились парламентские выборы. Правящая партия «Грузинская мечта», которую возглавляет Бидзина Иванишвили, получила большинство, набрав более 48 процентов голосов, сообщил ЦИК Грузии. Второе место у оппозиционного блока Михаила Саакашвили «Сила в единстве», который получил 27,14 процента. Для прохода в парламент нужно преодолеть однопроцентный барьер — это в итоге сделало семь партий и два политических блока. Партия Бурджанадзе — не в их числе. В 17 одномандатных округах должны пройти вторые туры.
- Нино Анзоровна, ваша партия набрала всего 0,85 процента голосов. Как вы оцениваете такой результат?
- Сейчас ни у кого не вызывает сомнений, что выборы были фальсифицированы. Тысячи протоколов говорят о том, что выборы не соответствуют стандартам. После прошлых парламентских выборов в 2016 году мне было достаточно сложно подтвердить и уверить всех, что и тогда Иванишвили повлиял на итоги, отняв у нас голоса и оставив нас за пределами парламента, хотя у меня на руках было огромное количество документов. Однако все остальные партии молчали.
Сейчас, как это ни парадоксально, моя ситуация намного комфортнее, поскольку все политические партии, кроме «Грузинской мечты», говорят, что не признают легитимность выборов. Все заявляют, что у партий было украдено минимум по четыре процента голосов. У нас было 5-6 процентов, а нам поставили 0,85 процента. Но это смешно! Любой человек, даже ребёнок в Грузии знает, что моя партия имеет поддержку далеко за пределами одного процента.
- Как будут развиваться политические события? Ведь ещё должны пройти вторые туры.
- Сейчас партии ведут консультации о бойкоте второго тура и отказе принимать участие в работе парламента. К сожалению, сейчас в Грузии серьёзный политический кризис, но это полностью на совести господина Иванишвили. Он получил, что хотел: однопартийное правление. Это чревато тем, что его власть потеряет международную поддержку. Внутреннюю поддержку он давно потерял. Все политические силы, все — против одного.
- После того как стали известны итоги выборов, в Тбилиси начались протесты, сообщается, что акции повторятся на следующей неделе. Видно, что гражданское общество на пределе. Насколько высоки риски госпереворота?
- Госпереворот совершил сам господин Иванишвили. В 2003 году «революция роз» произошла именно потому, что Шеварднадзе сфальсифицировал выборы. Но даже он такого себе не позволял. Эти выборы даже нельзя назвать выборами, это было просто оформление воли господина Иванишвили. Поэтому вся ответственность за всё, что происходит сейчас в Грузии, лежит на его плечах.
Я вчера тоже выступала на митинге перед парламентом. Откровенно говоря, это было самое последнее, чего я хотела. Но у меня были списки, которые гарантировали, что мы получим пять процентов голосов. Мы перепроверяли за день до голосования, все эти люди подтвердили, что намерены голосовать за нас. Но это всё было украдено. С этим смириться невозможно. У нас два пути: или мы переходим на положение холопов господина Иванишвили, или мы будем вынуждены стоять на улице и максимально мирными методами пытаться заставить его провести повторные выборы.
- Какова вероятность, что власти согласятся на это?
- Посмотрим. Если у Иванишвили хватит ума хотя бы сейчас пойти навстречу требованиям общественности, то повторные выборы состоятся. Напомню, революция в 2003 году произошла, когда президент Эдуард Шеварднадзе не пошёл на повторные выборы. Я его до последнего просила сделать это. Если бы он провёл повторные выборы, то никакой революции бы не было. Просто партии, которые недополучили своих голосов, прошли бы в парламент, Шеварднадзе остался бы на своём посту до апреля, до обычных выборов, и страна пошла бы не путём революции, а путём обычного развития. Но Шеварднадзе отказался. Если Иванишвили будет упорствовать, я думаю, что протесты будут продолжаться. В конечном итоге они, конечно, завершатся победой народа. Но не хотелось бы опять вести борьбу на улице, чтобы опять были пикеты и выступления.
- Вы полагаете, действующие власти учтут уроки истории?
- Анализ действий грузинских властей говорит, что ни Шеварднадзе, ни Саакашвили, ни Иванишвили не учатся на ошибках своих предшественников. Но надеюсь, что этот раз будет исключение из правил.