Не просто игра: шахматы как эффективный инструмент образования  

Влияние шахмат на человека  Игровая деятельность оказывает значительное влияние на формирование произвольных психических процессов. Другими словами, в ходе игры у детей развивается произвольное внимание и произвольная память, поскольку участники игрового процесса сосредотачиваются лучше и запоминают больше. Гораздо лучше и больше, чем, например, в школе.  Шахматы - одна из самых эффективных спортивных образовательных дисциплин, которая помогает детям в игровой форме развить математические способности, пространственное мышление, навыки стратегического планирования. Шахматы способствуют тому, что ребенок переходит к мышлению в плане представлений.  Игровой опыт ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение. По мнению многих ученых, все эти качества личности составляют структуру творческого потенциала. Поэтому при правильной организации занятий шахматы могут стимулировать развитие творческого потенциала ребенка. Когда нужно начинать играть в шахматы?  Наиболее благоприятным для развития мышления ребёнка является возрастной период от 7 до 12 лет, соответственно, максимальный эффект можно получить от преподавания шахмат в начальной школе. Важной задачей для современной начальной школы является развитие наглядно-образного мышления.  Обучение младших школьников шахматам даёт положительные результаты уже сегодня, но от использования межпредметных связей можно ожидать дополнительного эффекта. Эффект достигается за счёт комплексного представления младшему школьнику знаний и, как следствие, ускорения развития ученика. У шахмат  - тесные межпредметные связи почти со всеми предметами начальной школы. Специфика шахматной игры даже позволяет понять основы различных наук. Шахматы способствуют улучшению внимания школьника, а это одна из главных задач, стоящих перед учителями начальной школы. Шахматы учат ребёнка предупреждать и контролировать угрозы противника. В данном случае развитию внимания способствует мотивация, возникающая у школьника в процессе интеллектуального единоборства. Почему шахматы настолько полезны? Можно выделить несколько факторов: шахматы предоставляет возможность решения большого количество проблем на практике; шахматы предполагают немедленное наказание и поощрение при решении задач и во время партий; шахматы создают основу системного мышления, когда столкновение с проблемой порождает успех. В шахматах дети привыкают искать все больше различных альтернатив, и эта привычка применяется и в других областях деятельности; соревновательность шахмат стимулирует интерес, повышает умственную активность; образовательная среда, организованная вокруг игр, имеет положительное влияние на отношение учеников по отношению к обучению. Какие ваши доказательства?  Исследования о роли шахмат в образовании, которые были проведены в различных странах показали, что результат введения шахмат в школы позволил повысить средние баллы по разным предметам. В одном из исследований, которое проводилось в Нью-Йорке, приняли участие более 100 школ и 3000 детей. Практически все дети-шахматисты показали более высокие результаты в изучении английского и математики. Еще одно исследование, проведенное в Канаде, демонстрирует значение шахмат для развития навыков решения задач у детей младшего возраста. Благодаря интеграции шахмат в традиционных учебный план, учителям математики удалось существенно поднять средний уровень решения задач своими учениками. Они набирали на тестах решения задач гораздо больше баллов, чем те, кто проходил стандартный курс математики. Доктор Альберт Франк обнаружил, что у подростков 16-18 лет, играющих в шахматы на регулярной основе, более сильные пространственные, математические, административно-направленные способности чем у их сверстников.   На протяжении четырех лет доктор Роберт Фергюсон анализировал влияние шахмат на навыки мышления учеников 7-9 классов. Эти ученики уже были определены как одаренные, с IQ выше 130 баллов. При помощи двух тестов (Уотсона-Глейзера на оценку критического мышления и тесты Торренса на образное мышление) Фергюсон обнаружил, что после 60-64 часового курса шахмат ученики показали значительный прогресс в развитии критического мышления. Кроме того, он нашел, что шахматы улучшают творческие навыки у одаренных подростков. Фергюсон как-то сказал следующее: "Способность к шахматам есть у ребенка не только из-за наличия одного или двух способностей, но, что большое количество способностей работают вместе в процессе обучения шахматам и в процессе игры". Правильная организация обучения шахматам  Как развивать детей при помощи шахмат? Занятия должны быть регулярными и отвечать следующим условиям: Обязательный разбор заданий и партий: что, для чего и как делать.Систематически многократно на уроках разбирать различные варианты: “А что, если мой соперник пойдет по-другому? Как похожу я? Что он хочет сделать этим ходом?”. Вырабатывать у учащихся сознание того, что ошибку всегда можно исправить, а для этого постоянно следует обучать способам контроля и самоконтроля, технике по поиску возможных ошибок. Выполнение различных заданий и упражнений, идущих по нарастающей сложности – это позволит ребенку почувствовать себя успешным, при этом необходимо поддерживать и направлять в случае возникновения трудностей. Соревновательная деятельность: не только выступление в различных шахматных турнирах, но и конкурсы внутри группы или класса: конкурсы решения задач, тематические соревнования. Стремиться к тому, чтобы ребенок сам захотел выполнять творческие задания. Давать положительную оценку усилиям ребенка в шахматной игре, хвалить его и верить в его возможности и способности.В сухом остатке Подводя итог исследованиям результатов обучения шахматной игре в школах, можно сказать, что шахматы напрямую способствуют академической успеваемости. Они делают детей умнее, плюс формируют ряд навыков: Визуализация - детям предлагается представить себе последовательность действий, прежде чем она произойдет. Играя в шахматы, необходимо предвидеть в уме изменения в расположении фигур. Это неизбежно развивает воображение. Шахматы – это одна из лучших моделей для развития способности действовать в уме. Прогнозирование - детей учат сначала думать, потом действовать. С помощью шахмат учим их задавать себе и отвечать на вопросы "если я сделаю это, что может случиться потом, и как я могу ответить?" С течением времени шахматы помогают развивать терпение и вдумчивость. Анализ – шахматы учат детей, что они не должны делать первый ход, который показался хорошим. Дети учатся выявлять альтернативы и рассматривать плюсы и минусы различных действий. Принятые решения лучше, когда руководствуются логикой, а не импульсом. Шахматы учат действовать в определенных, не тобой созданных условиях по очень жестким правилам. Это дисциплинирует ум, а главное - тренирует волю. Шахматы развивают объективное, реалистическое отношение к партнерам и себе. Шахматная партия проходит в обстановке острой взаимной критики. Каждый из соперников стремится обнаружить и использовать ошибки в действиях другого. Проигрыш – обязательно следствие какого-либо собственного промаха. Винить кого-либо в своем поражении бессмысленно. Поэтому неудачи объективно стимулируют шахматиста к критическому самоанализу и становятся, следовательно, средством самовоспитания. Абстрактное мышление - дети шаг за шагом учатся рассматривать сначала детали, а затем всю картину в целом. Они изучают умения, используемые в одних ситуациях, и применяют их в других, но схожих положениях. Многие решение в шахматной партии принимаются в условиях неопределенности и требуют творческого подхода. В большинстве шахматных позиций не представляется возможным установить оптимальную стратегию, которая содержала бы ответ на вопрос, какая из сторон выигрывает или партия должна окончиться вничью. Необходимость действий на неполной ориентировочной основе активизирует творческое мышление. По сравнению с рядом других видов творческой практики, в шахматах имеется более высокая концентрация ситуаций проблемного характера. Почти каждый ход требует решения творческих задач.  Планирование и концентрация – дети учатся строить долговременные цели и принимать меры для их достижения, а также менять свои планы в зависимости от ситуации. В шахматах память тесно связана со вниманием. В критические моменты напряженного анализа вариантов обе эти функции активно работают. Но интенсивнее и длительное внимание необходимо не только в момент анализа вариантов, а на протяжении всей игры. Можно превосходно вести партию и добиться выигрышного положения, но достаточно ослабить сосредоточенность на несколько секунд, чтобы все плоды предыдущей работы были напрасными. Ни один из этих навыков не является специфическим для шахмат, но все они являются ее составляющей. В целом, шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их разностороннего развития.

Не просто игра: шахматы как эффективный инструмент образования
© Детстрана.ру