Зачем Кремлю понадобилось «Яблоко»?

Такой поворот изрядно удивил не только ангажированных граждан РФ, но и экспертное сообщество. Ну посудите сами, когда все партии, парламентские и непарламентские, во всю начали готовиться к избирательной кампании, а по неофициальной информации, уже неформально запустили оную, «Яблоко» решило заняться партийной реформой. Точнее, даже не столько запустить ее, сколько продолжить. Причем радикально.

Зачем Кремлю понадобилось «Яблоко»?
© Свободная пресса

Первый шаг партийной реформы был сделан еще в феврале этого года, когда из партии выперли (надо полагать, с амбицией составить конкуренцию самому Навальному!) яблочника Максима Каца, который, как говорилось в решении бюро, «по существу, пытается организовать внутри партии секту с собой во главе». Вместе с ним из партии исключили пятнадцать его сторонников.

Радикально? Ну учитывая определенную медийную известность Каца, пожалуй, да. Такими кадрами перед выборами в Госдуму не разбрасываются.

Однако это еще цветочки.

Ягодки налились с проектом реформы, который разработала рабочая группа. И тут есть чему подивиться. Зампредседателя «Яблока» Иван Большаков пояснил, что суть реформации сводится к переходу «к модели идейной кадровой партии». То есть можно говорить о попытке перехода от принципа количества (которым, кстати говоря, и так «Яблоко» не могло похвастаться) в пользу качества. Как пояснил Большаков, партия решила отказаться от идеи формирования ядра за счет районных активистов, которые борются «неполитическими методами», «не учитывая программу партии и важность ее бренда». Теперь, надо думать, «идеология и понимание важности бренда» будут на первом месте.

Это, кстати, отразится и на процедуре вступления в партию, которая серьезно осложнится: теперь не пойми кому партбилет не выдадут. Сначала, где-то с полгода-год, нужно будет побыть сторонником без права голоса, при этом проявляя активность в работе партии. Плюс чтобы стать полноправным членом, необходимо будет заручиться рекомендацией одного из проверенных партийцев.

Реформа, отметим, коснется и уже действующих членов, число которых сократится примерно процентов на десять — лишние люди, не погруженные с головой в идеологию, «Яблоку» больше не нужны. Вот так.

Ничего не напоминает?

Ну да, секту, в создании которой и обвиняли Каца, которому уж очень хотелось урвать кусочек власти. Только в данном случае сектой становится уже вся партия целиком.

И тут встает вполне резонный вопрос: а как же выборы?

Как ни странно, ради последних все и затевалось.

Здесь нужно понимать, что в «Яблоке» нет строгой иерархии, литой структуры, и некоторые индивидуумы, наподобие Каца, во-первых, пытаются перетянуть одеяло на себя, что не так страшно, но во-вторых, что уже куда серьезнее, в этом своем стремлении становятся совсем неуправляемыми, не ставящими ни во что ни идеологию партии, ни старших товарищей. И вот тут кроется самая большая опасность для Кремля: в мире, который они контролируют (ну или тешат себя такой иллюзией), вдруг появляются баламуты, которые в один присест могут спутать все карты. Например, тот же Лев Шлосберг, который едва не вылез в лидеры партии. А это для Кремля — хуже смерти: «Насколько я знаю, последние годы в Кремле отмечали несистемность „Яблока“ — не все члены партии были верны Явлинскому», — констатирует политолог, директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков.

И вот этой реформой они как раз и добиваются заданного параметра — контролируемости, то есть потенциально переходят в разряд таких партий, как ЛДПР или та же «Родина», представитель которой заседает в Госдуме, послушно нажимая кнопочки, когда это нужно и как это нужно власти.

К тому же, если верить Большакову, думская кампания-2021 станет первой, когда Григорий Явлинский не возглавит партсписок: «Явлинский — один из лидеров партии, самый известный ее представитель, поэтому логично, что он присутствует в федеральной части списка, а какое у него будет порядковое место — решит съезд», — заявил он.

Что это значит? А то, что партия становится безликой. Как ни крути, Явлинский — это бренд, может, не самый популярный, но — тем не менее.

А кто знает нынешнего председателя партии Николая Рыбакова? Только политологи да те, кто варится в политической повестке.

А кто знает экс-председателя Эмилию Слабунову? Те же самые. Для массового человека эти имена ничего не говорят.

То есть что мы имеем на выхлопе?

«Яблоко» становится: а) управляемым, б) безликим. Явно, что в преддверии выборов в Госдуму — это не самая лучшая стратегия, но демократы выбрали именно ее. Спрашивается, зачем?

Ну как пить дать – без договоренностей с Кремлем не обошлось.

Что изменится, если один-два (или даже три!) яблочника получат мандаты? Для власти это ровным счетом ничего не значит: от их голосов не решится абсолютно ничего. Возможно, речь не идет даже о депутатских креслах, но просто о госфинансировании, которое получает любая партия, пройдя 3%-й рубеж. Что сделать не так-то просто. Не стоит исключать, что тот «приз», который получит «Яблоко», и будет заключаться в том, что АП не будет строить козней по прохождению 3%-го барьера. А может, даже как-то посодействует в том, чтобы его пройти.

С «Яблоком» тут все понятно, но вот интерес Кремля — каков он во всей этой истории?

Здесь, впрочем, все тоже прозрачно: Кремлю необходимо имитировать очень демократические выборы. Не стоит забывать, что вес парламента после принятия «путинской Конституции» на «недореферендуме» значительно увеличился, ибо теперь депутаты будут, по сути, утверждать не только премьера, но и весь кабмин, окромя силовиков. Следовательно, верховной власти необходимо сделать так, чтобы выборы были максимально демократическими — ну хоть на первый взгляд. Ясно, что результаты будут ой как в пользу «Единой России», но имитация нужна для видимости. Поэтому необходимо, чтобы партийный охват был максимальным. И в России есть определенная прослойка, которая придерживается либеральных взглядов, поэтому нужно, чтобы кто-то «представлял» и их интересы. Это — во-первых.

А во-вторых, АП берет под контроль либеральную оппозицию, которая — и это очень важно — может существенно увеличиться за счет тех, кто ранее поддерживал Навального (в то, что он вернется в Россию, верится слабо).

Уж пусть они лучше получат госфинансирование или пару мандатов, но будут держаться в строго обговоренных рамках, чем плодить смуту в лице «особенно одаренных» (того же Шлосберга, например).

А это, в свою очередь, говорит о том, что Кремль подходит к выборам в Госдуму очень серьезно, выискивая те ходы и те решения, которые еще вчера казались неприемлемыми.

Не свидетельствует ли это о том, что Система находится на грани исчерпания своих возможностей, раз уж решила привлечь к своей игре даже «Яблоко»?

Определенно. Но, что хуже всего, в Кремле это прекрасно понимают, поэтому и готовятся к грандиозной трансформации по превращению страны в «закрытую крепость».

А перед этим, чтоб было, о чем вспомнить, последняя имитация демократичных выборов, не исключено, что последних при нынешнем президенте (если Владимир Владимирович не пойдет на следующий срок). Дабы все с запозданием поняли, что в «путинскую эпоху» было не так уж и плохо — в том числе и с имитацией демократии. Разумеется, в сравнении с тем, что нас ждет.