Войти в почту

Ход королевы: зачем учить детей играть в шахматы (не только чтобы смотреть новый сериал)        

После премьеры сериала «Ход королевы» на «Нетфликсе» продажи шахмат выросли в 2 раза. Преподаватель онлайн-школы «Фоксфорд» и КМС по шахматам Алексей Ерофеев рассказал, какие навыки можно развить с помощью игры. Логика и математика Шахматы учат детей не делать первое, что приходит в голову. В процессе игры нужно видеть плюсы и минусы разных ходов, поэтому ученики упражняются в логических заключениях, выявляют закономерности и вырабатывают положительное отношение к шахматным задачам. Впоследствии это влияет на школьное образование: привычка искать разные подходы к знакомым заданиям разнообразит и ускоряет учебный процесс. Наблюдения разных стран показывают, что занятия шахматами повышают средние баллы по школьным предметам. Например, в Нью-Йорке в одном из исследований приняли участие порядка 100 школ и 3000 учеников: оказалось, что дети, занимающиеся шахматами, показывают более высокие результаты по математике и английскому языку. Аналогичное канадское исследование выявило, что шахматы влияют на умение решать задачи в младшем школьном возрасте. Как в сериале: Элизабет Хармон помогает развитое пространственное мышление: она представляет партии, проигрывает их в голове, находит собственные ошибки и альтернативные варианты ходов. Память и внимательность В шахматы играют разные дети: одни усидчивы изначально, другие импульсивны. Заранее невозможно определить, кто из них добьется больших успехов, так как умение сосредоточиться в ответственные моменты приходит с опытом. Поэтому важно тренировать работоспособность и усидчивость, ведь даже детские партии порой длятся по несколько часов. Чтобы успешно выступать на соревнованиях и выигрывать, нужны ежедневные занятия. Можно посещать шахматный кружок, слушать лекции, решать задачи, читать тематические книги и смотреть трансляции на стриминговых сервисах. Большую роль играет самостоятельная работа — без нее невозможно добиться побед. В шахматах, как и в других видах спорта, сложно постоянно расти и побеждать. Успехи и неудачи чередуются, поэтому важно анализировать причины своих поражений, упорно работать над ошибками и не опускать руки. Как в сериале: Первым учителем главной героини становится уборщик в детском приюте, который свободное время проводит за шахматной доской. Он играет с самим собой настолько сосредоточенно, что почти не обращает внимания на происходящее вокруг, пока Элизабет не решается к нему подойти. Память и внимательность В шахматах память тесно связана с вниманием. В критические моменты эти способности работают особенно активно: шахматисты пытаются вспомнить похожие мотивы и учесть разные нюансы позиции. Интенсивное и длительное внимание помогает игрокам на протяжении всей партии. Можно превосходно вести и добиться выигрышного положения, но потерять концентрацию на несколько минут и разрушить результаты всей предыдущей работы. Шахматисты прокручивают в голове возможные варианты в расположении фигур. Это упражнение развивает воображение, а сама игра тренирует способность действовать в уме. Как в сериале: Элизабет Хармон с самого начала демонстрирует внимательность и сильную память: она запомнила, как ходят пешки и фигуры, глядя издалека на еще незнакомую игру, а затем пробовала переставлять их в своем воображении. Стратегическое мышление В шахматах дети учатся строить долговременные цели и менять планы в зависимости от ситуации. Они рассматривают сначала детали, а затем всю картину в целом, изучают типичные приемы и применяют их в нестандартных ситуациях. Многие решения приходится принимать в условиях неопределенности, поэтому они требуют творческого подхода. В шахматной игре чаще возникают проблемные моменты. Это дисциплинирует ум, а главное — тренирует волю. Шахматы развивают объективное отношение к себе и партнерам. Каждый из соперников стремится обнаружить и использовать ошибки в действиях другого. Проигрыш, как правило, результат собственного промаха. Поэтому неудачи объективно стимулируют шахматиста к критическому самоанализу и, как следствие, становятся средством самовоспитания. Вряд ли можно использовать конкретные шахматные стратегии в других сферах жизни, но качества, формируемые в процессе обучения и соревнований, будут полезны в других сферах жизни. Как в сериале: Элизабет Хармон относится к интуитивным игрокам: она чувствует хорошие ходы, в то время как противоположный тип шахматистов — аналитики — стараются тщательно взвесить и продумать каждое решение за игровой доской.