Раскольники считают, что нужно восстанавливать «истинно консервативные ценности», избавившись от политического хулигана. Названия пока нет. Обсуждаются варианты «Правоцентристская партия», «Патриотическая» или «Партия достоинства».

Америке грозит раскол
© Вечерняя Москва

Вообще-то, третьих партий в Америке и так хватает — Либертарианская, Зеленая и прочие. Однако американская политическая и избирательная системы (да и выборное законодательство) заточены именно под две сменяющие друг друга партии. Разрушить это очень трудно. Избиратели в массе своей не готовы к третьей партии именно как к правящей. Для нее не найдется достаточно электората.

Главным препятствием для создания третьей партии в США является основной принцип действия избирательной системы, согласно которому «победитель забирает всю добычу». Один победитель — от одного округа в законодательное собрание штата, в Палату представителей Конгресса, в Сенат, от одного штата — в президенты. В Конгрессе партия большинства в каждой палате получает руководство всех комитетов. То есть либо ты у власти, либо в оппозиции и ждешь власти. Третьего (третьей партии) не дано. Никакого пропорционального представительства, как почти во всех странах Европы.

Есть и чисто прагматический момент: кто будет финансировать создание новой партии? Это рискованный политический стартап с минимальными шансами окупиться. Среди миллиардеров альтруистов мало. Эффективнее продвинуть своего кандидата через праймериз в одной из ведущих партий. При том что обе традиционно демонстрируют гибкость и высокую восприимчивость при абсорбировании популярных в обществе идей в свои предвыборные платформы. Поэтому куда более перспективный путь — это создание фракции, платформы уже внутри традиционных партий. По этому пути, скорее всего, и пойдут республиканцы-антитрамписты.

Если же им, вопреки логике, удастся расколоть партию и ее электорат, то на практике это будет означать, что демократы в обозримом будущем будут получать большинство голосов выборщиков на президентских выборах.

Можно вспомнить и более отдаленные времена. Так, в 1912 году Республиканская партия раскололась на сторонников президента Уильяма Тафта и его предшественника Теодора Рузвельта, который основал свою Прогрессистскую партию. В результате кандидат демократов Вудро Вильсон, набрав лишь 36 процентов голосов избирателей по стране, заполучил голоса выборщиков во всех штатах, кроме восьми, и стал президентом. Вряд ли республиканцы повторят такой «самострел».