«За 400 млн в Госдуму можно Гитлера завести». Кандидаты в депутаты потратят кругленькую сумму на кампанию 2021 года

Выборы в Госдуму — самое ожидаемое политическое событие 2021 года. Некоторые расторопные кандидаты уже начали свои кампании, другие же только прицениваются. Причем ни у кого нет фиксированной цены — сколько нужно средств, чтобы гарантированно пройти в парламент, сколько придется потратить на агитацию и PR. Политологический цех в этом вопросе разделился — одни считают, что нужно даже меньше денег, чем в 2016 году, их оппоненты утверждают обратное. Хотя суммы озвучиваются колоссальные — от 20 до 400 миллионов рублей. По словам источников Daily Storm, больше всех раскошелиться придется кандидатам от партии власти, оппозиция сможет обойтись малой кровью.

«За 400 млн в Госдуму можно Гитлера завести». Кандидаты в депутаты потратят кругленькую сумму на кампанию 2021 года
© Daily Storm

Кандидаты в депутаты считают свои деньги и размышляют, кого нанимать на новый электоральный год. Цены поражают. По словам некоторых политтехнологов, есть даже так называемый входной билет — якобы парламентским партиям придется вывернуть карманы и выложить как минимум 50 миллионов за одно кресло в Госдуме. Но с этим согласны не все. Политтехнолог Павел Хайкин уверен, что 50 миллионов за мандат — это лишь мечта некоторых кандидатов. 

«Есть некая мечта неких депутатов, что существует какое-то единое окно, куда пришел с чемоданчиком денег, отдал — и можно не париться. Но мы прекрасно понимаем, что если когда-то такое было возможно, то сейчас этого нет, это время давно прошло», — рассказал Daily Storm Хайкин. 

Что же за такие деньги получат кандидаты, которые рискнут в этом году попробовать попасть в Госдуму? В первую очередь — помощь в сборе подписей. По сути это достаточно трудоемкое и необходимое дело. Следующий этап для тех, кто прошел муниципальный фильтр — агитация.

Те, кому не надо собирать подписи, начинают сразу с агитации. В современном мире агитация — это не только СМИ, баннеры и листовки, но и новые технологии — социальные сети и мессенджеры. Кусок бюджета выборной кампании уходит на продвижение на этих площадках. 

Второе — встречи с кандидатом, мероприятия для жителей округа и другое пускание пыли в глаза для создания правильного образа. Над этой частью работает целая бригада орговиков.

Еще одна позиция, на которую уйдут деньги, — негласная, но затратная: так называемые группы быстрого реагирования, а проще — люди, которые будут работать во время самих выборов и подкупать избирателей. Скажете, что каруселей уже нет? Есть, просто их научились более ловко скрывать.

Пункты, на что уйдут деньги, могут меняться в зависимости от региона, сложности выборов и технологической группы, которая будет работать на кандидата. Павел Хайкин отметил, что стоимость кампаний зависит от протестности или непротестности региона, где будет выдвигаться кандидат. А также, от какой партии он пойдет — от партии власти, либо от парламентской оппозиции, или от непарламентской оппозиции. 

«Поэтому цена на одномандатных округах будет зависеть от того, в каком это регионе. Есть сильно оппозиционные регионы, такие как, например, Дальний Восток — Хабаровский, Приморский край, Республика Якутия. А есть регионы, где почти нет оппозиции», — добавляет он.

На сегодняшний момент цифры очень плавающие, так как много различных вводных. Но специалисты уже говорят, что цена для непарламентской оппозиции будет намного ниже, чем цена для партии власти. Причем разница может быть в четыре, пять, шесть раз. 

«Оппозиционные партии, которые не являются парламентскими, в том числе и новые партии, и те, кого знают, — например, «Яблоко» — они потратят в условных цифрах от 35 миллионов до 50 миллионов рублей в одном одномандатном округе. Партия власти — умножайте на четыре. Это если мы говорим про средний регион, не оппозиционный», — добавляет специалист.

Хайкин отметил, что кампания может стоить копейки, если это узнаваемый человек. Это будет условный ноль. 

«Если говорить про самую большую кампанию — эта сумма может быть бесконечной. Это точно будет дороже, чем в 2016 году. В этом году в очень конкурентных округах суммы могут дойти и до 500 миллионов», — говорит он.

Собеседник Daily Storm, который предпочел остаться анонимным, подтверждает информацию с появлением входного билета. По его словам, кампания с уровнем «без гарантии» будет стоить кандидатам 50 миллионов — это входной билет, и от 100 миллионов на основные расходы. 

«Если с гарантиями, то это 50 миллионов плюс 200 миллионов. Что такое гарантии? Гарантии подразумевают больший комплекс высококлассных специалистов. Сейчас на рынке ситуация со специалистами очень сложная. Сейчас клиенты и заказчики находятся в парадигме 2016 года, а ситуация очень депрессивная. У всех партий рейтинги низкие», — сказал источник.

В политтехнологическом цехе акцентируют внимание — главное понимать, что специалисты покруче будут стоить дороже и результат будет получше. А заказчики хотят крутых задешево. В итоге к лету людей на рынке не останется. 

Возвращаясь к деньгам, стоит уточнить, что битва на округе всегда дороже, чем по спискам. Если человек первый раз заходит на одномандатный округ, его не знают в Москве, его не поддерживает губернатор, он не известен элитам, новый человек, если он не выстроил заблаговременно все, то ему вход будет стоить точно так же — 50 миллионов. Если его знают, он защищал какие-то интересы, то 50 миллионов не нужно. Это для всех партий. 

«В сильной конкурентной драке, где сильный округ, там будет стоить 250 миллионов. Например, это «Единая Россия» в Москве. Это если человек сам идет. А если человек нужен, ему предлагают, то тогда дешевле, конечно. Госдума для входа будет 50 миллионов для партий парламентских. Общая сумма будет зависеть от региона. Самая минимальная будет от 30 миллионов плюс 50 миллионов, а максимальная — 250 миллионов. За 400 миллионов можно Гитлера в Госдуму завести», — поделился источник. 

Если говорить про непарламентские партии, то для неизвестного человека будет цена также от 50-70 миллионов. 

Оппозиция считает, что кампания им обойдется в 20-40 миллионов рублей. 

«Я знаю примерные цены по одномандатному округу. Мы вели кампанию Дмитрию Гудкову и потратили примерно 41 миллион рублей. Думаю, что такие же цены будут и в этом электоральном цикле. Будет зависеть от округа, но рассчитывать можно на 20-40 миллионов рублей за кампанию», — рассказал Daily Storm политический и общественный деятель, сооснователь и директор фонда «Городские проекты» Максим Кац. 

Он уверен, что идеальная стоимость кампании близится к 40 миллионам. 

«Если вы хотите выставить 200 человек в 200 округах и собираетесь не делать ничего, а ждать, что кто-то просто выстрелит, то можно и за ноль рублей провести кампанию. Повезти может любому. А если мы говорим про какого-то конкретного человека, то меньше 20 миллионов рассматривать не стоит», — пояснил Кац. 

Депутат от «Единой России» Виталий Милонов поделился с Daily Storm, что на свою кампанию он тратит 8-10 миллионов рублей. 

«Мне страшно даже представить, какие там цифры тратят разные депутаты. Я сам не веду учет, у меня есть для этого человек — финансовый распорядитель. В 2016 году я, как помню, потратил 8-10 миллионов рублей. Можно вбухать деньги, а можно пройти все ногами. Я прохожу все ногами, работаю с утра до ночи на кампании», — сказал Милонов.

 

Президент Российской ассоциации политических консультантов (РАПК) Алексей Куртов назвать конкретные цифры не берется. Но он точно уверен, что какой-то уникальной стоимости нет. «Назвать какие-то определенные цифры, которые будут похожи на правду, сложно. Говорить, что есть какая-то уникальная стоимость, — точно нельзя. В этом году, видимо, стоимость избирательной кампании будет ниже, чем в прошлом избирательном цикле. Это то, что касается избирательных кампаний в Госдуму», — рассказал Куртов.

По его мнению, кампании станут дешевле, потому что появились новые способы доставки информации до избирателей. «У нас есть группы в мессенджерах, социальные сети — это существенно уменьшает затраты на кампанию. Так что можно сказать, что четверть расходов можно будет спокойно списать по отношению к прошлому циклу», — добавляет он. 

Куртов так же, как коллеги, считает, что 50 миллионов — эта та сумма, с которой можно стартовать в Москве, чтобы быть заметным в своем округе. 

«Если сделать одинаковые кампании для оппозиции и партии власти, то для оппозиции, конечно, стоимость должна быть больше. Но так как у оппозиции больше консолидация и сфокусированность на свой электорат, то траты у них все-таки будут меньше», — резюмирует специалист.

Выборы в 2021 году будут сложными и затратными. На рынке не хватает политтехнологов, а битва за самых опытных идет еще с прошлого года. Отметим, что самыми дорогими политтехнологами можно назвать сейчас Григория Казанова, Вартана Саркисова. А самыми дорогими кампаниями могут стать выборы депутатов от Дальнего Востока. По оценкам, кандидаты потратят в Приморье от 150 миллионов до 250 миллионов, а в Хабаровском крае и до 300 миллионов рублей — это для всех партий, партии власти придется вложить сумму в четыре раза большую.

]]>