Кремль разрешил одномандатникам отказаться от партийных брендов: «Закрыли глаза»
Негласное добро получено В последние дни подъезды в домах, фонарные столы и рекламные билборды пестрят улыбчивыми лицами. Имена и фамилии этих людей напоминают о предстоящих выборах в Госдуму. Правда, партийных брендов на таких фотографиях практически не встречается. А причина в следующем. В Кремле разрешили кандидатам не «светить» своими партийными брендами. Речь идет о тех, кто выдвигается по одномандатным округам. Такое «добро» дали «единороссам». Но и представители других партий тоже теперь могут особо не выпячивать свою партийную принадлежность. Один из политтехнологов на условиях анонимности рассказал «ФедералПресс», что ведет своего кандидата на праймериз ЕР, причем «проходным», но только с договоренностью – без партийной символики. И региональные единороссы готовы на это пойти из-за невысокого рейтинга партии на местах. Политконсультант Евгения Столярова пояснила, что символику той или иной политической силы актуально использовать при ее сильных позициях на территории. «Логично, что кандидаты с хорошим рейтингом не хотят, чтобы негатив к партии наложился и на их имидж. Хотя сами исполкомы партий, конечно, ждут, что кандидаты пойдут под их «зонтиком». Однако если в партии понимают, что использование символики может привести к отрицательному результату, то, скорее всего, не будут против того, чтобы она не использовалась», – рассказала Столярова. По словам эксперта, речь не только о партии власти – «население в целом уже показывает усталость от однообразного набора партий и лиц». Политолог Дмитрий Фетисов сообщил, что в целом рейтинги парламентских партий «просели» после пенсионной реформы. И «Единая Россия» от этого «пострадала» больше всех. «С одной стороны, сами кандидаты стараются не использовать бренд. С другой – руководство партии прекрасно понимает ситуацию и закрывает глаза», – пояснил эксперт. Фетисов считает, что из всех парламентских партий наиболее активно может использовать свою символику ЛДПР. «Партия меньше всего потеряла после голосования по пенсионной реформе. Общее позиционирование и риторика Жириновского позволяют партии претендовать на статус второй в стране. Поэтому мы будем видеть тенденцию к активному использованию желто-синего бренда либерал-демократов», – пояснил эксперт. Все дело в стагнации Эксперты констатируют, что существующие политические силы не выполняют запросы общества. При этом, по словам политолога Анатолия Никифорова, другого эффективного механизма протащить кандидатов в депутаты, кроме как через партии, не существует. «Вот партии и выкручиваются. Подобные вещи с нежеланием использовать бренды политических сил можно назвать примитивной технологией. Выборы проходят в непростом эмоциональном режиме, с раздраженным электоратом, ростом оппозиционных настроений. Но скрывать партийную принадлежность от народа, конечно, не совсем честно. Получается, политические структуры сегодня, чтобы удержаться во власти, готовы на все», – рассудил эксперт. Никифоров напомнил, что после победы кандидаты «все равно примкнут к одной из партий». Руководитель Агентства «Социальные коммуникации» Илья Паймушкин полагает, что в настоящий момент наблюдается стагнация партийной системы в стране. «Парламентские партии существуют давно и имеют несменяемых лидеров уже 15-20 лет. В последнее время все чаще федеральная власть показывает, что выборы носят договорной, а не состязательный характер», – отметил политконсультант. По словам Паймушкина, кандидатам крайне не выгодно на старте отсекать избирателей за счет партийного бренда. «Похожая ситуация уже наблюдалась на прошлых выборах в Мосгордумы, теперь практика распространяется на всю страну», – напомнил эксперт. Действительно, в 2019-м кандидаты в депутаты Мосгордумы официально не пошли от «Единой России», но все равно ее представляли. Тогда разгорелся скандал, потому что москвичи быстро поняли, к какой партии относятся эти кандидаты. Сегодня политтехнологи могут пойти по тому же сценарию с той лишь разницей, что на этот раз кандидаты будут зарегистрированы от конкретных политических сил. Но на их агитплакатах это может и не отразиться. А что же новые партии? По словам Паймушкина, они ведут себя по-разному. «Зеленая альтернатива» не раскручивает свое название, а «Новые люди», наоборот, активно рекламируют свой бренд. Партии со стажем понимают, что только за счет пиара своего бренда они не увеличат свои голоса, поэтому необходимо выдвигать ярких, популярных и ресурсных кандидатов в регионах, которые еще не имеют негативного бэкграунда и клише в виде партийного лейбла», – добавил Паймушкин. Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский