Какие шансы у самовыдвиженцев пройти в Тюменскую облдуму: «Нужны миллионы»
Кто выдвинулся? К настоящему времени заявление о самовыдвижении на выборы в Тюменскую областную думу подали десять человек. Такое количество указано на сайте региональной избирательной комиссии. Пока это в равной степени представители Ямала и юга области. Напомним, что парламент региона формируется из представителей северных округов и юга региона. По ямальским округам выдвинулись гендиректор муниципального предприятия Салехарда Александр Барановский, механик из Ноябрьска Юрий Буренков, вокалистка, проживающая в Москве, Елена Лаптандер, директор муниципального учреждения из Тарко-Сале Евгений Никулин и зам главного энергетика из Нового Уренгоя Николай Псюк. На тюменские одномандатные округа нацелились предприниматель Ольга Тимофеева, бизнесмен, бывший глава ЛАО Роман Воллерт, медицинский представитель Александр Кулаков, бухгалтер Антон Чупрунов и мастер из Заводоуковского района Владислав Петров. Последний, к слову, – самый возрастной в этой компании. Петрову 48 лет. Самый молодой – это 30-летний механик с Ямала. Срок для выдвижения кандидатов еще не закончился, а потому можно ожидать и новые фамилии в списке. А вот парламентские партии с кандидатами определились. С кем придется соперничать самовыдвиженцам, если избирком зарегистрирует их, мы собрали в таблице. Кого выделяют эксперты? Политолог Аркадий Либерманв актуальном списке самовыдвиженцев выделяет бывшего главу Ленинской управы Тюмени Романа Воллерта. «У него есть шансы, если его зарегистрируют. Я вам больше скажу: если это случится, то значит у него большой карт-бланш на борьбу, и он будет бороться. То есть не станет просто техническим кандидатом», – отметил эксперт. Другой тюменский политолог Александр Безделов отмечает еще одного самовыдвиженца, имя которого на слуху, – это Антон Чупрунов. Он, напомним, недавно со скандалом вышел из КПРФ. Правда наш собеседник не дает ему никаких шансов быть избранным. И предполагает, что экс-коммунист даже не соберет нужное количество подписей (3600 – Прим. Ред.). Соглашается и Аркадий Либерман: самовыдвиженцу зарегистрироваться трудно. «Система сбора подписей очень сложна и затратна – энерго, финансово и по времени. Избраться практически невозможно. Вот быть замеченным – да, но с оговоркой, что над этим будет работать грамотный специалист, и он рассчитает финансы, распределит ресурсы и прочее», – уточняет политолог. Политтехнолог Светлана Крюковаговорит, что времени на сбор подписных листов дается очень мало: «Например, одному из кандидатов, с которым мы общаемся, на Госдуму надо собрать почти 15000. Второму в региональную – больше 2000. И все это примерно за 2-3 недели. Почти во всех случаях эта задача на грани возможного. Надо что-то со сроками делать – давать больше времени на эти процессы». Поэтому большую роль, подчеркивает она, играет узнаваемость кандидата, но заниматься политическим имиджем нужно не только впритык к выборам. «Уже после 19 сентября надо планировать и реализовывать информационные кампании на 5 лет вперед», – говорит Светлана Крюкова. Александр Безделов уверен, что навязать борьбу самовыдвиженцам не получится – так сложилось исторически. «100 % мест по одномандатным округам в облдуму уходят партии власти уже на протяжении долгого времени. Единственный пример, когда было по-другому: в 2002 году был избран Александр Черепанов. Но тогда «Единой России» еще не было в том виде, в каком мы ее знаем сейчас, и Черепанов был действующим депутатом», – напоминает эксперт. Говоря о том, чем обеспечен успех единороссов на одномандатных округах, Безделов в качестве главного плюса называет длительную работу на территориях, которую научились делать эффективно. Сколько стоят выборы? В любом случае, говорят эксперты, выборы – дело затратное. Только суммы могут быть разными – в зависимости от узнаваемости кандидатов и ранее проделанной работы. Александр Безделов называет сумму в несколько миллионов рублей, которые потребуется вложить в избирательную кампанию даже партийному кандидату. А уж для новичка сумма может быть существенно больше. Шкала узнаваемости напрямую зависит от бюджетов кампаний во время выборов, подтверждает политтехнолог Светлана Крюкова. «Чем выше узнаваемость, тем ниже расходы (не считая антикризисных кампаний). Если брать кандидата-региональщика, то, по моему опыту, надо планировать примерно 1 – 1,5 млн. Если говорить про Госдуму, там в 5 – 6 раз больше. Это если начинать за 3 – 4 месяца до дня голосования»,– конкретизирует она сумму. По словам специалиста, бюджет включает в себя расходы на аренду, политтехнолога (он же руководитель штаба), команду, СМИ (при необходимости), наружную рекламу (не всегда нужна), полиграфию, продвижение в интернете, транспортные, командировочные членов команды и мелкие расходы (чаепития, перекусы и прочее). Аркадий Либерман, в свою очередь, указывает, что в нынешней избирательной кампании придется учитывать и коронавирусный фактор. Встречи с избирателями уже не проведешь, а это огромный пласт по работе с избирателями. Ставка – на расклейку, разноску агитматериалов и работу в интернете. По словам политолога, классический прием – разноска от двери к двери – сейчас проблематичен: из-за пандемии люди вряд ли станут открывать двери, а через дверь много не наговорить. Стратегию расклейки надо планировать, ведь специальных тумб еще нет, а обычные доски объявлений регулярно очищают – никаких денег на расклейку не хватит. Рекламу кандидата в интернете, по прикидкам Либермана, увидят в лучшем случае 15 % избирателей. «Во многом, самовыдвиженцы ввязываются в борьбу из-за личных амбиций, это как знамя, что они не принадлежат ни к одной партии. С политологической точки зрения беспартийность - плюс. С технологической – огромный минус, – говорит Аркадий Либерман и добавляет: – Закон не запрещает выдвигаться на выборы от партии, но при этом не быть ее членом. Это существенно сокращает расходы кампании и дает какие-то гарантии дойти до ее конца. Поэтому лучше избираться от партии. Причем, парламентской». К слову, так поступили Максим Карпиков, Александр Чепик, Алексей Аносов, Юрий Рябцев и некоторые другие кандидаты. Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин Инфографика: ФедералПресс / Елена Майорова