Самый советский мюзикл Бродвея в Москве
Фото: bilet-city.ru Специально для московской постановки была построена динамичная трехуровневая декорация, вес которой составляет 50 тонн. Холодная война, борьба двух систем отражена через шахматы. Игра – это противостояние двух сильнейших умов и метафора манипулятивной войны между Востоком и Западом. В июле 1972 года в городе Рейкьявик за звание чемпиона боролись лучшие шахматисты своих стран – Борис Спасский от СССР и Бобби Фишер от США. Скандалы и психологическое давление… это соперничество умов в западной прессе было названо "матчем столетия ". Фото: photos.rg.ru Запутанный сюжет сосредоточен на игре, но на ней не кончается. Через шахматы показана трагическая любовь, судьба эмигранта и его отношение к Родине, подковерные политические игры КГБ, которые в мюзикле ведет неприятный, чересчур бдительный сотрудник Молоков. Кульминация – шахматный бой. Шахматным столом сцена разделена на две части, на одной хор строго одетых советских секундантов, на другой – хор танцующих, свободно одетых американцев, и хроника – Гагарин и Армстронг, Хрущев и Кеннеди. Фото: bilet-city.ru Музыка соединяет в себе сразу несколько направлений – диско и рэп, поп и рок, академическая музыка, хоралы. Самые известные композиции из 35 номеров – One Night in Bangkok (более известный в России в перепевке Сергея Минаева) и I Know Him So Well. Их написали шведские композиторы и музыканты Бенни Андерссон и Бьорн Ульвеус, участники группы ABBA и создатели композиций для мюзикла "Мамма Mia!". Драматург "Шахмат" Тим Райс известен как автор либретто к рок-опере "Иисус Христос — суперзвезда " и по мультфильмам "Король Лев " и "Алладин". Фото: cosmo.ru Идея сделать мюзикл о противостоянии сверхдержав пришла к Райсу еще в 1962 году, во время Карибского кризиса. Шахматный турнир 1972 года дал новый толчок развитию идеи. Со своим проектом Райс пошел к постоянному соавтору, композитору Эндрю Уэбберу, которому тема показалась скучной, кроме того, на тот момент он был занят, работал над мюзиклом "Кошки". Тогда Райс обратился к другим авторам, среди которых были музыканты группы ABBA. В 1981 году Райс был на шахматном поединке между Виктором Корчным и Анатолием Карповым, Карпова он пригласил на свои лондонские мюзиклы "Эвита" и "Blondel", после которых они встретились и обсудили идею "Шахмат". Фото: mdm-palace.ru Чтобы познакомиться с советской культурой, в конце января 1983 года Райс, Андерсон и Ульвеус посетили Москву. Не случайны ноты балета "Щелкунчик" в теме главного героя, этот балет создатели "Шахмат" увидели на сцене Большого театра. После они сходили на концерт Аллы Пугачевой, которой предложили сыграть роль жены главного героя. Она отказалась. Как после объяснила певица, она хотела согласиться, но не могла – длительные, почти годовые репетиции, могли приравнять к "бегству из страны". Фото: eva.ru В образе главного героя Анатолия Сергиевского можно узнать не только Спасского, но и Анатолия Карпова, и Виктора Корчного. Герой мюзикла, как Корчной, отказался возвращаться в СССР. Поединок между невозвращенцем и советским игроком, который показан во втором акте, состоялся в 1978 в Италии и в 1981. Со стороны Советов – Карпов, со стороны Швейцарии – Корчной. Манипуляция с помощью оставшейся на родине жены также биографична, на сына и жену невозвращенца давили через прессу, не разрешали выезд из страны. Однако есть и различия между образом героя и реальными шахматистами. По словам Александра Суханова, исполнителя роли Сергиевского, "в спектакле больше про то, что он полюбил, а не про то, что он, как Корчной, "хотел играть". Фото: eva.ru В образе американского соперника главного героя Фредерика Трампера легко узнать противника Спасского – Бобби Фишера. Самый молодой на тот момент гроссмейстер известен эксцентричностью и тяжелым характером. Он одновременно ненавидел советских шахматистов и восторгался их школой, американская в то время была очень слабой. Фишер мог сорвать игру, не придя на нее без особых причин, потребовать дополнительных условий ее проведения, чтобы заставить других считаться с ним. От Фишера герой унаследовал и отношение к журналистам – пренебрежение и даже ненависть. Невзрачный, но толкающий сюжет агент КГБ Молоков в мюзикле не случаен. На игре 1972 года Спасского сопровождала делегация Комитета. Интерес КГБ подтолкнул Спасского к переезду из Ленинграда в Москву. Комитет заинтересовался Карповым после несогласованной с руководством беседы с Фишером насчет матча, который так и не состоялся. Она по времени совпала с обращением Корчного к посольству Амстердама о политическом убежище.