Логика и память: какие способности развивают у ребёнка шахматы

Руководитель шахматной школы из нашего округа рассказывает, как навыки игры в шахматы могут пригодиться детям в реальной жизни. На этой неделе, 20 июля, во всем мире отмечался Международный день шахмат. В этот день в 1924 году была основана Международная шахматная федерация (FIDE). Первоначально игра, похожая на шахматы, появилась в Древней Индии – там участвовали четыре игрока, каждый управлял своим родом войск – колесницами, конницами, слонами и пешими солдатами. Игра в шахматы популярна и сегодня. Успех шахмат обусловлен тем, что партия может состояться практически в любом месте, а для игры не являются преградами языковые различия, разница в возрасте или физические качества. Руководитель шахматной школы им. М.М. Ботвинника Московского дворца пионеров в Гагаринском районе Станислав Фокин рассказал редакции «За Калужской заставой», как игра в шахматы может помочь школьнику улучшить успеваемость, а дошкольнику – подготовиться к школе. Кстати, каникулы - самое время научить ребенка основам игры, это поможет весело провести время вместе и прокачать полезный навык. Станислав Фокин, руководитель шахматной школы им. М.М. Ботвинника. Фотоархив Московского дворца пионеров. «Шахматы – это интеллектуальное соперничество двух людей. Игра и состязание активируют умственную деятельность игроков. Это особенно актуально для дошкольников и детей младшего школьного возраста. Ребята, сами не замечая того, развивают свой интеллект. Именно в этом феномене заключен успех шахмат. Начинать занятия можно лет с пяти, но это средний показатель. Для каждого есть свой возраст. Есть дети, которые готовы заниматься с 3-4 лет, но таких мало и с ними работает специальный тренер. Для других лучше начать в 6-7 лет, когда более развиты абстрактное мышление и логические связи. Возраст, конечно, важен в основном для дальнейшей профессиональной игры на европейском и международном уровне. Хотя и тут бывают исключения. Например, на протяжении пяти лет с нами на соревнования ездила мама одного из учеников. В итоге на очередных соревнованиях в Австрии она приняла участие в открытой категории и заняло 2 место среди мужчин. Ее триумф был похож на нашумевший недавно сериал «Ход королевы».» - рассказывает Станислав Фокин. Занятия в шахматной школе им. М.М. Ботвинника. Фотоархив Московского дворца пионеров. Руководитель шахматной школы отмечает: «Шахматы используются для развития детей в большинстве стран мира. Например, в США, Нидерландах, Великобритании, Испании и ряде других стран шахматы в принципе включены в школьную программу. В России за последние 10 лет мы наблюдаем настоящий шахматный бум. В большинстве школ нашей страны действует программа «Шахматы в школе». Кстати, Москва является флагманом в этом направлении. Успехи московских школьников на российской и международной арене подтверждают качество преподавания шахмат в столице. Так, у нас занимаются дети из разных районов Москвы. Но именно из ЮЗАО в том числе наша шахматистка - Александра Шведова. Изначально родители привели ее во Дворец для занятий гимнастикой, но по каким-то причинам на секцию она не попала. Тогда Александра сама выбрала для себя шахматы, и сегодня она является трехкратной чемпионкой Европы среди девушек в разных возрастных категориях. Мы ей очень гордимся!» Александра Шведова, трехкратный чемпион Европы и жительница ЮЗАО. Фотоархив Московского дворца пионеров. По мнению педагога, во время игры в шахматы ребёнок развивает навыки, которые пригодятся в реальной жизни. Способности, которые развивает игра в шахматы: 1.Логическое мышление - подсчитано, что существует несколько миллионов позиций фигур на доске во время игры. В процессе возникают различные вариативные ситуации. При таком многообразии легко сбиться с верного пути. Разобраться в ситуации помогает правильно выстроенная цепочка умозаключений, основанная на знаниях и умениях. 2.Абстрактное мышление - цена ошибки в шахматах очень высока. Большинство действий тщательно продумывается и просчитывается игроком. Эти операции приходится совершать, не передвигая фигур. То есть моделируется ситуация и подбираются лучшие варианты для ее реализации. 3.Стратегическое мышление (планирование) - основная цель шахматиста: поставить мат королю соперника. На основе этой цели он формирует различные планы по реализации своей идеи. Тренировки способствуют как составлению плана, так и его проведению в жизнь. 4.Память – при изучении различных шахматных приемов и планов дальнейшие результаты игрока тем не менее зависят от воспроизведения этих знаний на практике. У каждого шахматиста существует уникальный набор приемов и стратегий, которые позволяют добиться ему успеха. 5.Счетные способности – во время партии соперник порой ставит большое количество преград. Умение разбивать эти преграды и не попадаться в ловушки оппонента формируется посредством постоянного счета позиций. Этот расчет производится за обе стороны и даже у начинающих шахматистов достигает 3-5 ходов. 6.Умение оценивать ситуацию и принимать решение - на занятиях шахматист получает систему знаний, позволяющую ориентироваться в огромном многообразии позиций, возникающих в процессе игры. На основе этих знаний он оценивает ситуацию. В ряде случаев возникает большое количество продолжений. Но ход делается только один. Шахматист должен принять максимально правильное решение в условиях ограниченного промежутка времени. Станислав Фокин в ходе беседы также вспомнил, что раньше в печатной периодике постоянно публиковались статьи с диаграммами – схематичными комбинациями и разборами партий. Потренировать свой мозг и поставить мат противнику в 1 ход можно на диаграммах ниже (Диаграммы предоставлены Станиславом Фокиным).

Логика и память: какие способности развивают у ребёнка шахматы
© Обручевский меридиан