Виды на Калининград: Германия, Литва и Польша выбирают "лакомые куски"
За месяц до федеральных выборов в Бундестаг на улицах немецкого города Тетеров (Федеральная земля Мекленбург – Передняя Померания) неизвестные развесили агитационные платы с картами, на которых в состав страны включены российская Калининградская область и часть территории нынешней Польши. Об этом сообщает местная газета Nordkurier.
Отмечается, что это копии агитационных постеров 1949 года, с помощью которых партия Христианско-демократический союз (ХДС), созданная за четыре года до этого, пыталась привлечь избирателей на состоявшихся тогда в Западной Германии первых послевоенных федеральных выборах. Лозунг на плакатах соответствующий: «Вся Германия должна стать безраздельным Отечеством через ХДС».
Между тем, в самой правящей партии уже заявили, что не имеют никакого отношения к провокационным листовкам.
«Они вводят в заблуждение и должны быть удалены, потому что не одобрены ХДС», - цитирует издание районного представителя христианских демократов Ханнеса Деттманна.
Расследование данного факта поручено провести комиссариату госбезопасности в Ростоке. Но каких-то заявлений на этот счет от уполномоченных лиц до сих пор не было, и пока непонятно, является ли эта кампания общенациональной. Есть лишь сведения от местной полиции, что подобные плакаты появились по всей федеральной земле, при этом среди них была агитация и других партий.
Обращает на себя внимания, однако, интересное совпадение. Исторические агитки с Германией в довоенных границах были расклеены через несколько дней после визита нашего министра иностранных дел Сергея Лаврова в Калининградскую область, в ходе которого он предостерег Берлин от насаждения в регионе «кёнигсбергской идентичности».
17 августа глава МИД РФ посетил Калининград. Выступая перед студентами и преподавателями Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта, он подчеркнул: «Мы знаем, что некоторые наши зарубежные партнеры, идеологи, пытаются насаждать так называемую «кёнигсбергскую идентичность». И предупредил, что попытки такого рода вмешательства во внутренние дела России будут иметь последствия.
«Мы их не потерпим», - сказал Лавров.
Калининградская область, как известно, располагается на территории бывшей немецкой провинции Восточная Пруссия. После Второй мировой войны по решению Потсдамской конференции стран антигитлеровской коалиции большая часть Восточной Пруссии вошла в состав Польши. А треть территории со столицей Кёнигсбергом перешла СССР и впоследствии России.
Власти самого западного российского региона, кстати, уже отреагировали на сомнительную агитацию в Германии, расценив ее как провокацию.
«В очередной раз мы видим, как в политических целях используется территория Калининградской области нашими западными партнёрами. Хочется отметить, что Калининградская область - неотъемлемая часть России. Подобного рода заявления свидетельствуют лишь о том, что этой ситуацией вокруг Калининградской области пытаются воспользоваться для каких-то локальных политических целей», - заявил начальник пресс-службы регионального правительства Дмитрий Лысков.
Не обошли вниманием инцидент и в Кремле.
Но, как отметил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, акция «не имеет отношения к позиции властей Германии. Официальный Берлин не подвергает сомнениям территориальную целостность России».
Однако данная ситуация, по его словам, позволила понять, какие территориальные устремления присутствуют среди немецких политических сил.
Так все-таки это часть так называемых «грязных технологий» продолжающейся в ФРГ избирательной кампании? Или все гораздо серьезнее?
Эти вопросы «СП» адресовала доценту факультета международных отношений и зарубежного регионоведения РГГУ Вадиму Трухачёву:
- Скорей всего, это, конечно, «черный пиар» и предвыборные технологии. За этим, например, может стоять «Левая партия», которая как раз достаточно сильна в Мекленбурге – в одной из беднейших немецких земель.
С другой стороны, это вполне могут быть круги и в самой ХДС. Если где реваншистские настроения в Германии и есть, то это как раз Мекленбург. Только Саксония, пожалуй, более реваншистская земля.
Так что все это местная самодеятельность, я думаю. В любом случае, вряд ли это решалось на уровне федеральном.
Как вариант: там близко польская граница, и что-нибудь такое могли засланные казачки из Польши устроить. Или поляки, работающие в Мекленбурге.
Это еще одна версия. Но, наверное, менее вероятная, чем две предыдущие.
«СП»: - А в этом не прослеживается желание некоего реванша?
- Дело в том, напомню, что Западная Германия до начала 70-х годов не признавала восточную границу. И на выборах 1949 года речь, действительно, шла о том, что ХДС является общенемецкой партией в границах 1938 года, а то и 1939-го.
Потом, в течение почти 25 лет, в Западной Германии была так называемая доктрина Хальштейна (по фамилии министра иностранных дел), которая гласила, что ФРГ разрывает любые отношения с тем, кто признает ГДР. Ну, и напрочь отказывалась признавать новую восточную границу с Польшей и Чехословакией.
Это произошло только в начале 70-х. Потом уже при объединении Германии Гельмут Коль отказался от всех территориальных претензий и к России, и к Польше, и к Чехии.
Такова предыстория. Теперь относительно того, чем это попахивает…
В Германии, безусловно, есть реваншистские круги, которые хотели бы пересмотреть границы. Прежде всего, это круги из так называемого «Союза изгнанных». Это немцы и потомки тех немцев, которых после Второй мировой войны депортировали из той же самой Калининградской области, из Польши, Чехословакии, Югославии и т.д. В свое время их было 12 миллионов человек: одиннадцать – в Германии, миллион – в Австрии.
Это достаточно большая группа. Но все-таки она не отражает мнение какой-либо из парламентских партий.
Ближе всех к ним в этом смысле стоит «Альтернатива для Германии». Но даже в ее программе о пересмотре границ прямо ничего не говорится.
Разве что «Национал-демократическая партия» Германии любит на этом поиграть. Но в Бундестаг никто из них не пройдет – это, так скажем, маргинальные силы.
Другое дело, что почти во всех немецких парламентских партиях есть так называемые уполномоченные по делам изгнанных. И они, в общем, настаивают на том, чтобы Россия, Польша, Чехия, Словения и другие страны, откуда немцев выселили, пересмотрели свои законы и позволили им вернуть (или хотя бы возместили) имущество, которого они лишились.
Но, опять же, это не официальная точка зрения правительства Германии. То есть, уполномоченные по делам изгнанных есть (есть они у ХДС, есть в Социал-демократической партии, в Свободной демократической партии, в «Альтернативе для Германии), но все-таки мнение всей партии, какой бы то ни было, они не отражают.
Но здесь очередное «но»...
«СП»: - Поясните.
- Несмотря на то, что в программе ХДС о пересмотре границ, по крайней мере, в ближайшие годы, речь не идет, это все равно, в общем, партия немецкого империализма – только на новой современной основе. Партия, выступающая за расширение влияния Германии, прежде всего, в восточную и юго-восточную сторону. И, безусловно, за расширение влияния в Калининградской области.
Присоединять ее Германия не думает. Это уж совсем удел маргиналов. Кроме того, утверждение, что это исконно немецкая земля, достаточно сомнительно. Пруссы - это все-таки балтское племя, близкое литовцам изначально.
Но вот вопрос, чтобы как-то исподтишка способствовать сепаратизму в Калининградской области, он стоит. И периодически такие заявления от немецких (больше околополитических) кругов, они, действительно, звучат.
Плюс, конечно, не следует забывать о том, что интерес к Калининграду проявляют не только в Германии. В Литве, например, Калининград называется Каралявичус. А в Польше – Крулевец. И у обеих тоже есть свои виды на эту землю.
В целом виды тут таковы: чтобы в Калининграде как-то развилось особое проевропейское сознание, которое бы отличалось от остальной России.
«СП»: - У части граждан, видимо, уже развилось, не случайно Лавров поднял эту проблему?
- У части – развилось. Но это подавляющее меньшинство. Не будем забывать, что Калининград, это все-таки регион-крепость. Там очень много военных. И они являются выходцами, что называется из Большой России, или как зачастую в самом Калининграде говорят – материка. Поэтому пока опасности сепаратизма я там не вижу. Но стратегически - да, она может возникнуть.