Войти в почту

«Думай прежде, чем делать ход»: на сцене МДМ мюзикл «Шахматы» о любви, игре и борьбе

Что делать, когда на кону не только интересы государства, но и твои личные и даже чья-то жизнь? И как две женщины способны изменить ход истории?

«Думай прежде, чем делать ход»: на сцене МДМ мюзикл «Шахматы» о любви, игре и борьбе
© Мир24
«Ходы всегда делаются вне игровой доски…»

Оркестр над сценой, мобильные, но зрелищные и объемные декорации весом более 50 тонн, яркие световые решения – 250 кв. м светодиодных и проекционных экранов и 200 акустических систем мощностью 100 квт, а также музыка легендарной группы ABBA – мюзикл «Шахматы» в МДМ в постановке Евгения Писарева – это больше, чем просто история о спортивном поединке. В основе сюжета – противостояние двух держав – США и России: двум гроссмейстерам предстоит одержать победу не только на шахматной доске, но и в личной жизни.

Авторы мюзикла – Тим Райс, Бенни Андерссон и Бьорн Ульвеус. Первый – драматург, подарил миру рок-оперу «Иисус Христос – Суперзвезда» и мюзиклы «Эвита» и «Король Лев», а последние – композиторы и авторы песен знаменитой группы ABBA. Так что о музыкальной составляющей и драматургии событий уже можно сделать определенные выводы.

Мировая премьера состоялась еще 35 лет назад, а до российского зрителя добралась лишь в октябре минувшего года. «Я неподдельно рад, что мюзикл «Шахматы» наконец будет исполнен в Москве. Я и не смел предположить, что когда-нибудь увижу наш мюзикл в России», – признался Тим Райс. И, похоже, российский зритель отвечает авторам взаимностью – несмотря на пандемию, 150 показов и более 200 тыс. человек в зале. К тому же теперь для зрителей от 14 до 22 лет мюзикл «Шахматы» и другие постановки театральной компании «Бродвей Москва» доступны абсолютно бесплатно в рамках государственной программы «Пушкинская карта», направленной на популяризацию искусства среди молодежи.

«Игра важнее игроков»

Действие разворачивается на трех континентах – в Америке, Европе и Азии. Два великих шахматиста двух великих держав – США и России. Кто окажется сильнее и сделает ход конем? И все бы ничего, если бы в поединок не вмешались любовь и ненависть, предательства, жажда признания и боязнь остаться в одиночестве. Но «игра важнее игроков» и нужно делать непростой выбор – шахматы, которым оба спортсмена отдали всю жизнь, или… А что это на самом деле? Любовь или страсть, которая вскоре угаснет? А как же семья? И как самому не стать пешкой в чьих-то руках? Где взять сил, чтобы сделать верный ход и не потерять абсолютно все?

«Шахматы» – это не совсем привычный мюзикл, хотя бы потому, что в основе конфликта – реальные исторические события 70-80-х годов прошлого века, которые и вдохновили создателей на эту постановку. И это накладывает свой отпечаток на все, в том числе и на зрительные образы – вместо ярких костюмов и образов – довольно реальные персонажи и черно-белая гамма. Но все это только подчеркивает внутренние переживания героев, которые становятся заложниками «большой игры» – политики и спорта. Личные и общественные интересы настолько переплетаются, что зритель, затаив дыхание, следит за движением фигур не только на шахматной доске, но и в жизни действующих лиц.

И совсем необязательно знать историю, чтобы погрузиться в то, что происходит на сцене. Все-таки, как ни крути, а искусство – это художественное восприятие действительности. Так что совсем необязательно безумно любить шахматы, чтобы увлеченно наблюдать за развитием событий, и в то же время, того, кто не терпит трогательных сцен со слезами, безусловно, увлечет социально-политическая интрига.

«Лучше уж не верить мечтам, чем потом платить по счетам. В жизни каждый сам за себя»

Пожалуй, эти строки запоминаются больше всего. И именно они становятся лейтмотивом всей постановки. Это и про политику, и про спорт, и про любовь – да вообще про все! И недаром «Шахматы» – это драма о любви и ненависти – о том, что больше всего влияет на нашу жизнь.