Войти в почту

Мандат ради неприкосновенности: как Ванчугов следствия избежал

Жители Петербурга Максим и Руслан Ванчуговы были председателями совета директоров девелоперской компании ГК «Город», Роман – депутатом Государственной думы 6-го созыва.

Мандат ради неприкосновенности: как Ванчугов следствия избежал
© runews24.ru

Семья Ванчуговых «прогремела» в 2013 году, когда строительство трех жилых комплексов компании («Ленинский парк», «Морская звезда» и «Прибалтийский») остановилось. Квартиры там успели приобрести 3,5 тысячи человек. В 2014 году потерял лицензию банк «Фининвест», ранее принадлежавший семье Ванчуговых (Роману и Руслану), а вместе с ней испарились и средства дольщиков, которые вкладывались в жилые проекты ГК «Город». Однако уголовное дело было возбуждено только после того, как обманутые дольщики, организационным лидером которых стала Алла Андреева, перекрыли основную транспортную магистраль Санкт-Петербурга во время проведения ПМЭФ-2015. Это стало триггером для начала расследования. Дольщики продолжали стоять на своем и требовали свои квартиры, в которые были вложены средства, по большей части кредитные. Спустя несколько месяцев муж Аллы Андреевой был найден возле своего дома с пробитой головой. На его машине была надпись: «Ты будешь следующей». 

Тогда Максим Ванчугов называл все это провокацией против их семьи: "Я считаю, что это провокация, нацеленная против меня лично и моих ближайших родственников. Раньше нас обвиняли в воровстве, а теперь нашу фамилию ассоциируют еще и с убийством. Хочу отметить, что мы неоднократно привлекали внимание СМИ, прокуратуры, МВД и администрации Санкт-Петербурга к ангажированной, а проще сказать, заказной ситуации вокруг ГК «Город».

Тем не менее, Ванчуговы понесли наказание наказание. По версии следствия, Руслан и Максим вывели в наличный оборот 823 млн рублей, а также зарегистрировали на фирмы-«однодневки» около тысячи квартир общей стоимостью 2,9 млрд рублей. Впоследствии уголовное дело выросло до 850 томов, а братьев обвинили в хищениях на 1,2 млрд рублей. По данным журналистов общий долг Ванчуговых достигает 13,6 млрд рублей. 

Максим Ванчугов отсидел в СИЗО почти 3,5 года, позже меру пресечения изменили на домашний арест. Руслану Ванчугову домашний арест отменили в 2019 году. Только Роману удалось избежать следствия: на тот момент он являлся депутатом Государственной думы и имел неприкосновенность. Любопытно, что именно в его приемной, расположенной в одном доме с главным офисом ГК «Город», оба его брата прятались в течение 20 часов, пока их не задержал спецназ. 

По мнению политического аналитика Алексея Ярошенко, использование мандата для избежания уголовной ответственности – это весьма распространенное явление в политическом пространстве. Часть кандидатов не планирует отстаивать интересы избирателей, искать консенсус с обществом и формировать стратегию развития страны: «Такие деятели, заработав большие деньги, а большие деньги в нашей стране зарабатываются обычно сомнительным путем, чувствуют обеспокоенность и озабоченность своим промежуточным положением между красивой жизнью и СИЗО, приходят к выводу, что гарантом первой может стать депутатский мандат». 

 

Еще до начала следственных процедур в отношении ГК «Город», в 2011 году, Роман Ванчугов был избран депутатом Госдумы от Ленинградской области и Республики Карелия от партии «Справедливая Россия». Он даже стал председателем регионального отделения и возглавил региональную палату депутатов партии в Ленинградской области. Однако после окончания своих полномочий Ванчугов ушел со всех руководящих постов. 

 

Понимая, что медийный антирейтинг их семьи не позволит ему больше баллотироваться от Ленинградской области даже в региональный парламент, он попытался зарегистрироваться в одномандатном округе №107 Костромской области, однако ему было отказано в связи с грубыми нарушениями избирательного законодательства. Так, сборщиками подписей оказались те же самые люди, что работали в избирательных комиссиях по данному округу. 

 

Руслан не отчаялся и спустя пять лет решил снова попробовать получить депутатскую неприкосновенность и служебную квартиру. Решением партии «Справедливая Россия – За правду» Ванчугов возглавляет региональный список по Республике Мордовия, Пензенской и Тамбовской областям. Ранее Руслан не был в данных регионах не бывал и специфики их не знает, как он будет представлять интересы жителей – вопрос открытый. Впрочем, как считает эксперт Ярошенко, регион значения не имеет, все дело в рынке депутатских мандатов, где продаются проходные места: «К сожалению, по закону рынка спрос находит предложение. Не испытывающие недостатка в государственном финансировании оппозиционные партии с радостью продают проходные места в своих списках не только в региональные парламенты, но и в Государственную Думу. Практика замещения депутатских мандатов людьми, далекими от политики, но при этом состоятельными, становится все более распространенной. Подобные истории могут тянуться с лихих 90-х».

Жители этих регионов, конечно, не знают ни про убийство активистов, ни про арест семьи спецназом, ни про уголовные сроки, поэтому никаких негативных ассоциации с Ванчуговым не будет. «Все банально просто, после происходящего в Санкт-Петербурге Руслан и Максим решили перебраться в Москву для освоения новых территорий и увеличения заработка. А депутатский мандат им поможет в освоении их «порядочных дел» еще на долгих 5 лет», – оценивает ситуацию политолог Павел Буслаков.

Такая процедура «продажи» мандатов не может не сказаться на доверии к партии и не привести к потере электората, особенно если кандидатами выставляют лиц, имеющих неоднозначную репутацию. Алексей Ярошенко считает, что лидерами по продаже мандатов является партия ЛДПР, выставляя в качестве своих кандидатов «очень сомнительных персонажей, иногда с явным криминальным прошлым» еще с 90-х годов, однако по мере сокращения электоральной базы либерал-демократов эта практика сошла на нет. В 2021 году ЛДПР выдвинула «только проверенных партийцев».

Примечательно, что с похожей ситуацией столкнулась и партия СРЗП. Согласно сделанным в августе расчетам, она может даже не преодолеть 5% барьер голосов и, соответственно, не получить ни одного места в Госдуме. «Справедливая Россия, которая теперь, по меткому выражению одного из коллег, теперь еще и за правду. Правда, видимо, в том, что деньги не пахнут. И их можно брать у коммерсов с сомнительной репутацией», – отметил Ярошенко.

Падение рейтинга партии связано в том числе с неразборчивостью в подборе кандидатов ее регионального руководства. Ванчугов пытается запрыгнуть в последний вагон уходящего поезда, но шансы у него невелики. 

 

Завершая интервью, Алексей Ярошенко сказал: «Бесплатный совет партийным вождям от политического консультанта: не включайте вы в свои списки проходимцев – люди не только за них голосовать не будут, но и за вас перестанут».

 

Фото: Андрей Куликов / ИА «Диалог»