Как я нацболов в ЕСПЧ защищал

Европейский суд по правам человека единогласно признал отказ в регистрации и ликвидацию Национал-большевистской партии* нарушением Европейской конвенции о защите прав человека. Текст постановления опубликован на сайте суда.

Как я нацболов в ЕСПЧ защищал
© Свободная пресса

Прошли 15 лет с тех пор, как я в числе пяти заявителей подписал соответствующий иск в ЕСПЧ. Да, медленно мелят жернова европейской бюрократии.

Вспомним, с чего все начиналось. В 2005-м году Президиумом Верховного Суда РФ было принято решение о ликвидации Межрегиональной общественной организации «Национал-большевистская партия». В 2006-м году Минюст отказал в регистрации НБП как общероссийской политической партии. Таганский и Московский городской суды, как и ожидалось, поддержали позицию министерства.

Оба эти решения – ликвидация и отказ в регистрации – были обжалованы в ЕСПЧ, а затем объединены в единый иск.

С тех пор множество нацболов, активистов и руководителей самой репрессируемой партии прошли через тюремные сроки. В 2007 году НБП была признана экстремистской организацией и окончательно запрещена*. Сам я вышел на свободу менее года назад, проведя в местах лишения свободы два с половиной года по сфабрикованному обвинению.

Аналогичное дело по иску Республиканской партии России Владимира Рыжкова, лишенной в 2007 году регистрации, ЕСПЧ рассмотрел за несколько лет. Я лично консультировал Республиканскую партию Рыжкова и их адвоката Вадима Прохорова, их иск был построен на основе нашего и очень быстро рассмотрен. Ну а наше дело затянулось. Полагаю, дело в политических приоритетах.

Только в конце 2020 года ЕСПЧ связался с заявителями иска и вышел на финишную прямую. В ноябре 2020-го я подписал бумагу о том, что поддерживаю исковые требования. 14 сентября 2021, спустя 15 лет после подачи первоначального иска, мы дождались решения.

Суд назначил 10 тысяч евро компенсации наследникам Эдуарда Лимонова (его детям, Богдану и Александре), а также другим заявителям – Александру Аверину, Сергею Фомченкову, Алексею Волынцу и Андрею Дмитриеву – солидарно. То есть не 10 тысяч евро каждому, а 10 тысяч евро на всех. Решение вступит в силу через три месяца. В этот срок представители российского правительства имеют возможность его обжаловать. Однако, полагаю, что даже во второй инстанции ЕСПЧ встанет на нашу сторону.

Надо отметить, так как НБП признана экстремистской организацией, основанием для возобновления деятельности запрещенной организации решение ЕСПЧ от 14.09.2021 не является.

В то же время я расцениваю решение ЕСПЧ как моральную и политическую победу. Фактически, суд признал многолетнее преследование нацболов в России политически мотивированным. Жаль, что Эдуард Лимонов не дожил. Полагаю, он был бы очень рад, налил бы бокал вина и выпил в честь этого радостного события.

Половину от суммы причитающейся компенсации мы с Андреем Дмитриевым отдаем семьям нацболов, погибших на Донбассе – Евгения Павленко и Ильи Гурьева. Илья Гурьев погиб в августе 2014-го под Луганском, Евгений Павленко – в феврале 2015-го под Дебальцево.

Мы призываем остальных заявителей иска в ЕСПЧ, Алексея Волынца и Сергея Фомченкова, а также детей Эдуарда Вениаминовича, Богдана и Александру, сделать то же самое.

В разные годы над иском работали адвокаты Дмитрия Аграновский, Джалиль Сирожидинов и Виталий Варивода. Не могу их не поблагодарить.

Столько человек погибли или прошли через тюрьмы, прошло столько лет… Политика в России – дело людей длинной воли. Мы знали это и 15 лет назад.

* Межрегиональная общественная организация «Национал-большевистская партия» (НБП) признана экстремистской решением Московского городского суда от 19 апреля 2007 г. и её деятельность в России запрещена.