"Зеленые" выборы: как новый кабмин Норвегии планирует позаботиться о климате

Климатическая политика оказалась одной из центральных тем на прошедших 13 сентября парламентских выборах в Норвегии. Профессор Университета Осло Бернт Ордал, слова которого приводит газета Dagsavisen, указал, что тема окружающей среды была крайне важной и на выборах 1989 года, которые можно назвать первыми климатическими выборами. Повышенное внимание к этому вопросу в то время объяснялось тем, что серьезную озабоченность продолжали вызывать последствия чернобыльской катастрофы, произошедшей тремя годами ранее. В особенности тема волновала молодежь, что заметно по ее большому числу на тех выборах — явка среди тех, кто впервые получил право голоса, тогда составила 78,5%, а среди всего населения — 83,2%.

"Зеленые" выборы: как новый кабмин Норвегии планирует позаботиться о климате
© ТАСС

Почему же "зеленая" повестка стала одной из доминирующих и в 2021 году?

Многие указывают на то, что это стало следствием глобальных тенденций, мировой борьбы с изменением климата и "давлением" тех решений в области климата, которые принимали в последнее время международные организации. Норвежские политики просто не могли остаться в стороне от этой дискуссии.

Как отмечали норвежские СМИ, на ситуацию сильно повлияла публикация в августе доклада Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК). Норвежское телеграфное бюро подчеркивало, что именно после представления этого доклада многие начали называть выборы этого года климатическими.

Уточню — в документе среди прочего говорилось, что температура на поверхности земного шара в 2011–2020 годах была на 1,09 градуса Цельсия выше средних температурных показателей 1850–1900 годов. Эксперты МГЭИК не исключают, что вклад хозяйственной деятельности людей в этот рост составляет около 1,07 градуса. К концу столетия температура на поверхности планеты может возрасти еще на 1,8 градуса от уровня 1850–1900 годов. Эксперты считают, что потепление климата уже на 2 градуса Цельсия грозит целым рядом разрушительных и необратимых экологических последствий.

Таким образом, внимание к проблемам окружающей среды на этом фоне было потенциальным обещанием большего числа голосов избирателей.

Но в целом в Норвегии, несмотря на существенную энергетическую составляющую ее благосостояния, уже давно идет процесс перехода к более "зеленой" экономике. Примером здесь служит как инвестирование в возобновляемую энергетику главной нефтегазовой компании страны — Equinor, так и, например, статистика продажи электромобилей — они составили 72% от всех проданных в стране в августе машин (впервые за все время этот показатель превысил 50% во всех норвежских губерниях).

Что означает победа оппозиции

По результатам голосования на парламентских выборах левоцентристский блок одержал победу, и теперь оппозиционная норвежская Рабочая партия (РП), набравшая больше всего голосов избирателей, займется формированием новой правящей коалиции. Правый блок во главе с партией премьер-министра Эрны Сульберг "Хёйре" и ее партнеры проиграли и на следующие четыре года вынуждены уйти в оппозицию после восьми лет нахождения у власти.

И все же означают ли результаты выборов то, что Норвегия, один из крупнейших производителей нефти и газа в Европе, начнет отказываться от разработки месторождений в угоду климатическим целям? При текущем раскладе такой сценарий кажется фантастическим.

Если внимательно посмотреть на программы всех оказавшихся в парламенте партий, то лишь две из них — Партия "зеленых" и либеральная "Венстре" (союзник проигравшей выборы "Хёйре) — настаивают на полном прекращении дальнейшего развития нефтяного сектора. В частности, они обе призывают отказаться от разработки новых месторождений, а "зеленые" к тому же требуют отменить все преференции для нефтяников и добиться полной остановки добычи в Арктике.

Итоги выборов, несмотря на доминирование климатической повестки, между тем показали весьма парадоксальную вещь — именно "зеленые" оказались среди двух парламентских партий (вторая — входящая в коалицию с "Хёйре" Христианская народная партия), которые не преодолели четырехпроцентный барьер. Лидер Партии "зеленых" Уне Бастхольм в разговоре с Норвежским телеграфным бюро указала, что голоса, отданные за экологию, распределились между многими партиями и что она хотела бы, чтобы крупные партии отнеслись к этому факту серьезно. В частности, одной из таких политических сил стала победившая на выборах оппозиционная Рабочая партия, и теперь на ее председателе Йонасе Гаре Стёре "лежит большая ответственность" за то, чтобы на практике реализовать свои обещания.

Стёре, в свою очередь, уже успел подтвердить, что климат не выпал из повестки дня из-за того, что Партия "зеленых" не преодолела четырехпроцентный барьер. "Народ хочет действий, более всеобъемлющих решений и справедливой политики в области климата и не хочет поляризации", — подчеркнул он. По словам Стёре, у его партии "сильная климатическая политика с четкой целью и ясным пониманием того, как ее достичь".

Климатическая повестка левых

Тем не менее в программе победившей на выборах Рабочей партии пункты, касающиеся нефти, и пункты, касающиеся климата, находятся, на первый взгляд, в некотором противоречии. И ей придется балансировать между собственными формулировками и их практическим воплощением.

Первое, социал-демократы ясно дали понять, что не намерены отказываться от того, чтобы страна продолжала заниматься добычей нефти. Однако вместе с тем они считают необходимым сократить вредные выбросы на 55% к 2030 году и в дальнейшем достичь нулевых выбросов. Цель партии состоит в том, чтобы страна стала углеродно нейтральной к 2050 году. Как обещают в политическом объединении, сокращение выбросов затронет все сектора норвежской экономики.

К 2030 году РП также ставит целью постепенно увеличивать сбор за выбросы углекислого газа — ровно такой же план есть и у проигравшей выборы "Хёйре" — и обещает при этом снизить влияние такой меры на цены на бензин и дизельное топливо. Кроме того, партия рассчитывает провести налоговую реформу, чтобы сделать более выгодными инвестиции в "зеленую" энергетику — развивать ветроэнергетику и водородную энергетику. Там также намерены разработать план по расширению возможностей использования ветроэнергетики и водорода при электрификации нефтяных платформ в море, а также в других областях, связанных с использованием морской среды.

Лидер РП Стёре подчеркивал, что намерен изменить и мандат норвежского государственного Пенсионного фонда, более известного как Нефтяной фонд, или Фонд национального благосостояния, с тем чтобы он в большей степени начал учитывать климатические риски при инвестировании.

Надо отметить, что план "Хёйре" в области климата еще во время предвыборной кампании называли менее амбициозным. Оппозиция, особенно в лице представителей РП, критиковала консерваторов за то, что за восемь лет своего правления им удалось сократить выбросы в атмосферу только на 4% от уровня 1990 года и теперь остается всего лишь восемь лет, чтобы сократить оставшиеся почти 50%, пишет Fredriksstad Blad, в то же время ее страны-соседи уже добились гораздо большего.

Министр нефти правительства Эрны Сульберг — Тина Бру, комментируя исход выборов, отметила, что если это действительно были климатические выборы, то, очевидно, избиратели поддержали как предложения по климатической политике партии "Хёйре", так и левых, поскольку обе партии набрали больше всего голосов населения. Она подчеркнула, что будет внимательно следить за тем, что новое правительство предпримет на этом направлении. Бру уверена, что для достижения цели по снижению выбросов к 2030 году потребуется провести достаточно большую работу и консерваторы, по ее словам, будут на страже.

От коалиции до реальных дел

Незадолго до выборов в интервью газете Verdens Gang Йонас Стёре сказал, что в случае выигрыша климатическая политика будет присутствовать в повестке на протяжении всего его срока во главе правительства. Несложно предположить, что и оценивать его кабинет тоже будут в первую очередь с точки зрения реализации обещаний в этой сфере.

Однако до того, как вся эта работа начнется, ему предстоит сформировать новый кабмин. Дата смены правительства намечена на период после 12 октября — тогда приступит к своим обязанностям новый состав парламента и уходящий премьер-министр Эрна Сульберг положит ему на стол план бюджета на следующий год.

Однако сейчас переговоры по составу нового кабмина еще только в самом начале пути и пока неизвестно, насколько легкими или тяжелыми они могут оказаться.

Наиболее предпочтительный состав, так называемый план А Рабочей партии, по словам Стёре, — это трехпартийная коалиция, где помимо РП будут также Партия центра (ПЦ) и Социалистическая левая партия (СЛП). При этом между этими политическими объединениями уже сейчас существуют разногласия, которые могут осложнить достижение компромисса. Как отмечает Dagsavisen, одним из пунктов, по которым РП и СЛП не согласны с ПЦ, является повышение сборов на выбросы CO2. Последние, в частности, настаивают, что эта мера может слишком сильно ударить по обычным людям. Центристы также критиковали климатический план, представленный в июле Еврокомиссией, тогда как Рабочая партия заявляла, что у Норвегии нет иной альтернативы, кроме как следовать этому документу.

Поэтому пока под вопросом остается то, насколько политика новой возможной коалиции в области спасения климата в действительности будет отличаться от политики правительства Сульберг, как партиям удастся преодолеть все трудности и разногласия. Это покажет только время, но в следующие четыре года полномочий кабмину под руководством Рабочей партии предстоит проделать серьезную работу для достижения предвыборных обещаний под пристальным вниманием оппозиции.