«Назарбаев меняет статус»: Почему Елбасы передал руководство правящей партией Токаеву
23 ноября первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев объявил о решении уйти с поста лидера правящей партии «Нур Отан». Своим преемником он назвал главу государства Касым-Жомарта Токаева. Официально решение оформит съезд партии. По словам Назарбаева, на этот шаг «нужно пойти, чтобы продемонстрировать единство». К каким изменениям в политической системе Казахстана это может привести, и какое место займет Назарбаев после окончательного транзита власти, в интервью «Евразия.Эксперт» спрогнозировал кандидат политических наук, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» (Казахстан) Андрей Чеботарев.
– Андрей Евгеньевич, как Вы думаете, почему Нурсултан Назарбаев решил передать пост председателя «Нур Отана» Касым-Жомарту Токаеву именно сейчас?
– На мой взгляд, все посвящено празднованию 30-летия независимости Казахстана. Символично, что Нурсултан Назарбаев постепенно передает бразды правления своему преемнику Касым-Жомарту Токаеву. Летом он передал ему председательство в Ассамблее народов Казахстана. Сейчас – в партии «Нур Отан». Формально нужно будет и съезд провести, чтобы партия официально избрала главу государства новым председателем.
Нурсултан Назарбаев сейчас выходит на уровень не просто национального лидера – Елбасы, а уже на статус политического патриарха, который стоит над партиями. Такое лидерство имело место в истории разных стран. Какой-то символизм в поступке первого президента есть, как и в его уходе с поста президента накануне Наурыза в 2019 г.
Сказать, что передача поста председателя партии была неожиданной, нельзя. Рано или поздно это бы произошло. Другое дело, что именно сейчас этого никто не ожидал. Данное событие означает решение Назарбаева выйти на новый качественный уровень своего позиционирования, при этом сохранив рычаги влияния в качестве председателя Совета безопасности республики.
– А какова вероятность того, что и этот пост он тоже передаст Токаеву?
– Думаю, что не в этом году точно. Потому что изначально, занимая этот пост, Назарбаев решал две основные задачи. Во-первых, подстраховывал своего преемника, то есть, Токаева, от вероятных рисков. Все-таки наша элита разделена на всевозможные группы влияния, и ряд групп желал бы контролировать ситуацию и выдвигать своих кандидатов в президенты, осуществляя через них власть в стране.
Во-вторых, мы все понимаем уроки разных процессов передачи власти – например, в Индонезии от президента Сухарто. Если не контролировать процесс транзита власти, могут пострадать самые близкие люди. Семья, условно говоря.
– Какие еще посты Назарбаев передаст Токаеву в будущем?
– Два из трех самых важных уже передал. Ассамблея была пробным шагом. По значимости, конечно, пост руководителя «Нур Отана» выше. Эта политическая партия имеет парламентское большинство, контролирует правительство, поэтому это очень важно.
Но самый важный пост, и он будет финальным, – это председательство в Совете безопасности. Когда это произойдет – в следующем году или через какое-то количество лет, сказать пока трудно. Не исключено, конечно, что Назарбаев дождется очередных президентских выборов, чтобы дальше обеспечивать контроль за ситуацией. Либо, что не исключают многие наблюдатели, в 2024 г. на пост президента будет баллотироваться другой человек. Но это пока просто мнения, хотя нельзя исключать такие вероятности.
– Это часть транзита власти, начавшегося в 2019 г.?
– Да, именно так. Транзит бывает одномоментным, когда руководитель страны передает власть преемнику и уходит. А бывает постепенным, как у нас.
– Стоит ли ожидать каких-то перемен во внутренней политике Казахстана в связи с тем, что у партии теперь новый лидер? Может быть, какие интриги, риски, отставки?
– Возникают два момента: по первому заместителю председателя партии «Нур Отан» Бауыржану Байбеку и его команде, и по правительству. Отклики в разных СМИ и телеграм-каналах свидетельствуют об ожиданиях едва ли не смены правительства. Если будет согласование между двумя президентами, Байбек либо останется еще на какой-то период в партии, чтобы завершить ее «перезагрузку», объявленную в 2020 г. Назарбаевым, либо получит должность где-нибудь в исполнительной власти. До съезда партии – не уверен, а после, когда Токаев станет полноправным избранным председателем в «Нур Отане», он может поменять команду Байбека быстрее, чем тот закончит «перезагрузку» партии.
Если говорить про правительство, то там, конечно, независимо от партийного фактора есть масса причин, которые требуют перетряхнуть кадровый состав кабмина. Но, опять же, либо это полумеры – заменить отдельных вице-премьеров и министров, либо поменять все правительство.
Как только Касым-Жомарт Токаев возглавит партию, у него будет серьезный карт-бланш уже не просто руководителя страны, но и главы партии, чье парламентское большинство участвовало в формировании этого правительства. Может быть, тогда он и поставит вопрос о смене правительства.
С другой стороны, у премьер-министра Аскара Мамина есть своего рода гарантия – ему Елбасы поручил довести до ума предвыборную программу партии.
– Работа по «доведению до ума» и «перезагрузка», реализуемая Байбеком, действительно идет?
– Информационная лента, идущая от партийного аппарата, в принципе, показывает какие-то действия. Потому что контроль над реализацией программы и по республике, и по регионам возложен на всевозможные общественные советы при партии, возглавляемые депутатами парламента. К тому же, депутатам парламента и маслихатов партии дано поручение контролировать целые направления. Недавно была запущена акция: практически все акимы отчитались по выполнению этой программы. Конечно, качество действий гораздо важнее отчетности, но это уже другой вопрос.
Факт остается фактом: нынешний «Нур Отан», в отличие от первых лет своего существования, берет на себя определенную ответственность. Раньше все партийцы держались за спиной Елбасы, на словах поддерживая государство. Сейчас, надо отдать должное, партийная команда работает иначе.
В целом сейчас есть обоснования для смены правительства, связанные отнюдь не с партией, а с преодолением последствий пандемии в экономике, социальной сфере. Многие министерства и ведомства откровенно не справляются, а правительство в лице премьера и его заместителей процессом не сильно руководят. Поэтому, если не будучи председателем партии «Нур Отан», Токаев не мог противиться официальному ее руководителю, то сейчас, получив бразды правления в партии, он может поднять этот вопрос, уже опираясь не только на мандат народа как президент, но и на свою позицию в партии власти.