Спортивная драма "Чемпион мира" режиссера Алексея Сидорова, основанная на легендарном матче за мировую шахматную корону между действующим чемпионом мира из СССР Анатолием Карповым и эмигрировавшим в Швейцарию советским гроссмейстером Виктором Корчным, выходит в российский прокат в четверг. Роли шахматистов исполнили Иван Янковский (Карпов) и Константин Хабенский (Корчной). В интервью ТАСС накануне премьеры Янковский рассказал о стремительном погружении в мир шахматной игры, попытках совладать с напряжением и доверии со стороны героя, чей образ ему удалось воплотить на экране.
— Режиссер Алексей Сидоров рассказывал, что около 30 лет думал над идеей снять фильм по мотивам поединка за шахматную корону между Анатолием Карповым и Виктором Корчным. Когда вы узнали об этом противостоянии?
— Уже при подготовке к проекту. До этого момента я, конечно, знал, кто такие Анатолий Евгеньевич Карпов и Виктор Львович Корчной, но мало что понимал в шахматах.
Меня утвердили на роль буквально за три недели до съемок, и я начал погружаться в эту историю. Параллельно пришлось думать над тем, как организовать график, поскольку тогда я снимался в сериале "Топи" Владимира Мирзоева в Белоруссии: нужно было успеть приехать из Минска в Москву — при закрытых из-за пандемии границах.
— Получается, шахматы не особо входили в сферу ваших интересов до проекта. Как вы готовились к роли? Сколько партий выучили за столь короткий срок?
— Я читал книги — например, "В далеком Багио" Анатолия Карпова и "Сто великих шахматистов", разыгрывал партии Пола Морфи, Адольфа Андерсена, Анатолия Карпова, Бобби Фишера на маленькой доске, которую возил с собой, учил те партии, которые нам нужно было играть по сюжету картины. Мы с Константином Юрьевичем Хабенским тренировались разыгрывать их с правильным таймингом.
— Между Карповым и Корчным на экране разворачивается настоящий бой, и для того, чтобы это показать, режиссер использует соответствующие метафоры. Вам на площадке удалось прочувствовать напряжение, которое царит между настоящими шахматистами?
— Еще как. Пару раз за съемочный период я был близок к нервному срыву. В "Топях" я играл человека, который умирает от рака, в "Чемпионе мира" — хладнокровную машину, не поддающуюся провокациям. Мой герой все держит внутри, он достаточно искренен и открыт только в отношениях с родителями.
Мне было сложно совладать с таким напряжением. Плюс я не понимал шахматных ходов, не понимал, как это устроено. Но постепенно я начал получать удовольствие от игры. Я очень благодарен Федерации шахмат России, нашему консультанту Дмитрию Олейникову (куратор Музея шахмат, кандидат в мастера спорта и кандидат исторических наук — прим. ТАСС), Даниилу Дубову (шахматист, гроссмейстер — прим. ТАСС) и вообще всем, кто за нас отвечал при подготовке к проекту. Без их мастерства и знаний я бы не играл так в шахматы на экране.
— Меня заинтересовала сама хореография движений в игре, так скажем. Вы каким-то образом копировали Карпова или все же не стремились к этому?
— Мне кажется, в этом есть и моя индивидуальность, и черты Анатолия Карпова. Я стремился понять, как игроки берут фигуры, нажимают часы, записывают ходы, хотел даже через движение передать, что мой герой — профессиональный спортсмен, показать эту легкость и красоту движения рук.
— Играть реально существующих людей всегда непросто, но я знаю, что у вас была встреча с Анатолием Карповым, была возможность посмотреть своему герою в глаза. Как вы подходили к этой ответственности? Давал ли он вам советы?
— Конечно, он рассказал, как это происходило, но мне было важно в первую очередь получить его благословение, подержать его за руки, обнять, узнать, что он доверяет нам. Это самая зрелая, может быть, роль в моей карьере. Я такого никогда не играл.
— В конце прошлого года в прокат вышел блокбастер "Огонь", где вы тоже появились на экране с Константином Хабенским, и по сюжету картины он был скорее вашим наставником. В "Чемпионе мира" вы равноправные противники. Повлияло это изменение на работу на площадке?
— Нам было легко, Константин Юрьевич — большой подарок для партнера. Он умеет мгновенно разрядить обстановку, правильно пошутить, рассказать историю в нужный момент. Он большой профессионал, у которого на площадке можно вечно что-то подсматривать, завидовать его свободе, его знанию актерской профессии. Я знаю Константина Юрьевича с малых лет, очень люблю его как актера со времен ранних спектаклей. Я всегда за ним следил и им вдохновлялся, поэтому для меня работа с ним — это праздник. Я учусь у него как у большого мастера.
— В некоторых сценах мы видим, что для Карпова игра и победа — превыше всего. Вам удалось понять такую одержимость?
— В картине герой немного неправильно расставляет приоритеты. Да, ставки действительно высоки, но ведь жизнь не заканчивается на доске из 64 клеток. Самое главное — люди, которые любят тебя вне зависимости от того, какой ты спортсмен, актер, режиссер и так далее, тепло, которое дарили тебе родители. Если правильно расставить приоритеты в жизни, то и играть становится легче. В этом весь смысл.
— Фильм "Чемпион мира" выходит на Новый год — наверное, наиболее важное время для проката. Это один из таких проектов, про которые сейчас говорят, что они должны "вернуть зрителя в кино". Как вам кажется, станут ли кинотеатры в ближайшем будущем местом исключительно больших зрительских фильмов?
— Я дитя кинотеатров, для меня очень важен, даже сокровенен кинотеатральный опыт. Я мечтаю, чтобы эти времена рассеялись и мы смогли бы вместе смотреть кино, проживать его, как раньше, обсуждать, спорить, молчать после финальных титров. Такие картины лучше смотреть на большом экране. Может, после просмотра кому-то захочется узнать больше об этой истории, прочитать о наших героях, научиться играть в шахматы. Мне кажется, кино должно зрителя вдохновлять.
Беседовала Валерия Высокосова