Иван Янковский: «Режиссер довел меня до слез»
Прогремевший скандальный «Текст», разрекламированный «Союз спасения», а теперь самый младший Янковский снялся в фильме «Чемпион мира», где сыграл молодого шахматного короля Анатолия Карпова.
- Иван, фильм об эпическом противостоянии Карпова и Корчного, вам досталась шахматная фигура исторического масштаба. А с чего все началось?
- Меня позвали пробоваться на роль Карпова вскоре после премьеры фильма «Текст» в октябре 2019 года. Я как-то сразу решил, что не смогу наполнить собой эту роль, чем и поделился с режиссером Алексеем Сидоровым. Он самоотвод принял... А спустя полгода снова позвал на эту роль. Какой смысл было это делать, никто, кроме него, и не понял. Но я пришел, снова попробовал, меня убедили и утвердили... Хотя поначалу я даже не понимал всей этой шахматной нотации, что такое «е2 - е4». За три недели попытался погрузиться в эту игру настолько, насколько мог. Купил книги Карпова «В далеком Багио» и Андрея Иванова «100 великих шахматистов». Скачал программу «Мастер-класс» и просмотрел на YouTube практически все уроки Гарри Каспарова. Купил доску и ночами разыгрывал сам с собою партии Андерсена, Морфи, Фишера и Спасского, представляя, что я - шахматист!
- Но вы же познакомились и с самим Анатолием Карповым. Что он вам рассказал?
- Карпов - человек довольно закрытый, и все, чем хотел поделиться, он высказал в своей книжке про тот матч. Но мне важно было получить благословение, ведь играть реального, ныне живущего человека очень сложно. Он всегда может позвонить потом и сказать: «Что вы там наснимали!» Наша встреча с Анатолием Евгеньевичем состоялась уже после начала съемок. Обнялись, посмотрели друг другу в глаза. Я задал много вопросов. Что-то Карпов рассказал, что-то не стал. Показал, как играет, какие-то свои характерные движения, привычки. И все.
- Вы пытались играть его характер, какие-то теневые стороны?
- Сначала я хотел отобразить волю к победе поставленным взглядом хладнокровного расчетливого убийцы, который уничтожает соперника. А в итоге передал внутренний стержень через спокойствие, сосредоточенность, уверенность. Когда не подаешь вида и ведешь свою игру, даже если проигрываешь. Отрицательные же черты героя исходят из контекста картины - когда Карпов срывается на жену или кричит на команду, хотя команда не виновата. Срывы, которые настоящий, а не бумажный чемпион позволить себе не может. Вот мой персонаж, а вместе с ним и я, пришел к тому, что нужно сначала стать чемпионом внутри себя, тогда придут победы и на шахматной доске.
- Какой момент съемок вспоминается теперь как самый сложный?
- Когда много уже было отснято, я вдруг услышал от режиссера, что я - не Карпов! Мол, Карпов - это такой крепкий уральский мужик, а ты какой-то хлюпик московский... Для меня это было тотальное унижение. Хотелось убежать с площадки, выключить телефон. Я сел в вагончике и маниакально, в слезах, начал играть с собой в шахматы. Плакал - играл, плакал - играл. К съемкам и жизни вернула реплика увидевшего это Алексея Сидорова: «О! Это характер!» И мы продолжили снимать.
- А какие воспоминания у вас остались о закулисье съемок?
- О! Не только воспоминания! Диана Пожарская, сыгравшая роль жены Анатолия Карпова, и в жизни стала моей женой. И сейчас у нас уже растет сын, круглый тезка своего прадеда - Олег Иванович Янковский... Кстати, после предпремьерного показа Карпов подошел ко мне, поблагодарил за фильм и рассказал, что в конце 1980-х он подарил моему деду, Олегу Ивановичу, шахматы. Я же признался, что бабушка передарила эти шахматы мне вскоре после смерти деда. И теперь я в них играю...
Андрей Князев
Фото: Кинокомпания «ТРИТЭ»