Войти в почту

64 клетки и безграничная фантазия. Педагоги — о роли шахмат в развитии ребенка

20 июля — Международный день шахмат. Специалисты считают, что начинать знакомство с фигурами и их комбинациями лучше всего с детства. В детских шахматных клубах, студиях и кружках, работающих при московских культурных центрах и библиотеках, ждут ребят с четырех-пяти лет. Считается, что регулярные занятия могут помочь не только достичь высот в этом виде спорта, но и подготовиться к школе: развить логическое мышление, воображение и усидчивость.

64 клетки и безграничная фантазия. Педагоги — о роли шахмат в развитии ребенка
© Mos.ru

Об особенностях подхода к юным шахматистам, авторских методиках обучения и успехах своих учеников mos.ru рассказали руководитель клуба «Шахматное королевство» Наталья Фризюк, глава студии «Блиц» Игорь Гришаев и преподаватель шахматной студии в библиотеке № 121 Юго-Восточного округа Станислава Катаевская.

Куда отдать ребенка учиться игре в шахматы

Всестороннее развитие и жизненный успех

Шахматы программируют на легкое обучение, помогают добиваться успехов в жизни, считает Наталья Фризюк, женский мастер спорта Международной шахматной федерации, руководитель клуба «Шахматное королевство» при библиотеке № 140. Многократная чемпионка Республики Коми среди девочек и женщин, чемпионка Первой лиги среди мужчин, призер международных турниров, судья детских и взрослых соревнований, Наталья разработала собственную методику преподавания шахмат детям в возрасте от трех до 15 лет. В 2022 году она стала победителем конкурса «Лучший тренер Москвы».

— Я считаю, что отдавать ребенка заниматься шахматами нужно с четырех лет. В этом возрасте он уже способен усваивать и отрабатывать материал. С пяти лет подготовленные дети уже могут участвовать в соревнованиях. Определить, есть ли у ребенка способности, проявляет ли он интерес, можно только через год регулярных занятий, а станет ли он чемпионом — минимум через два года.

Сама я начала играть в шахматы с пяти с половиной лет. К 18 годам уже добилась значительных успехов на российских и международных турнирах, стала тренером в детской спортивной школе города Воркуты. Сначала я пыталась совмещать выступления на турнирах и работу, но, когда ученики начали достигать спортивных высот, на себя времени стало оставаться все меньше. Теперь занимаюсь только преподаванием.

Около 10 лет назад я в Москве организовала клуб «Шахматное королевство». Сейчас в нем занимается около 250 детей в возрасте от четырех до 14 лет. Мы работаем в контакте со школой олимпийского резерва № 54 «Ориента» — часть самых талантливых детей передаем на обучение туда.

Достижения моих учеников можно перечислять очень долго. Только в 2021 году они заняли призовые места на первенстве России по шахматам для детей до девяти лет, всероссийских соревнованиях — этапах Кубка России, командном первенстве Москвы по блицу, рапиду, классическим шахматам в разных возрастных категориях, чемпионате Европы для детей до восьми лет по классическим шахматам и многих других соревнованиях.

Шахматы всесторонне развивают человека — не только интеллектуально, но и творчески: шахматисту приходится продумывать очень много комбинаций, составлять планы игры. У ребенка улучшаются память и логика, он привыкает организовывать свою жизнь и придерживаться плана дня. Развиваются также личные качества — спортивная выносливость, сила характера. Несколько лет систематических занятий помогают маленькому человеку вырасти, стать достойной личностью.

Шахматное мышление позволяет добиваться жизненных высот, программирует на легкое обучение. Я, например, окончила очень много учебных заведений — Сыктывкарский государственный университет по специальности «менеджмент организации», воркутинский колледж с красным дипломом по специальности «программирование», Московскую академию профессиональных компетенций по специальности «учитель, инструктор по физической культуре», Северо-Кубанский гуманитарно-технологический колледж по специальности «специалист физической культуры и спорта. Тренер-преподаватель». Сейчас дописываю несколько книг об авторских методиках преподавания — результат моей 20-летней преподавательской деятельности — и планирую закончить научную диссертацию по шахматам.

Шахматы как творчество

Важно воспитывать не чемпионов, а зрителей чемпионатов, уверен тренер-преподаватель по шахматам Игорь Гришаев, ведь главное — понимать, что происходит на доске. Обладатель международного рейтинга по классическим шахматам, рапиду и блицу, он относится к шахматам как к синтезу искусства, науки и спорта. И своим ученикам в студии «Блиц» при культурном центре «Меридиан», которой он руководит, прививает такое же отношение.

— Среди моих учеников есть победители турниров в Центральном доме шахматиста, но я не ставлю перед собой задачи добиваться высоких результатов, для меня шахматы в первую очередь творчество. Во время партии человек и фигуры неразделимы, шахматные фигуры являются лишь инструментом, как кисточка в руках художника. Мне важно заинтересовать ребенка, чтобы он играл в шахматы не потому, что ему нужна медаль, а потому, что ему интересно. В студии проходят тренировочные турниры, организации которых может позавидовать и гроссмейстер. Дети, которые хотят попробовать себя в серьезных турнирах, могут поучаствовать в ежегодном международном шахматном форуме Moscow Open.

В гимнастике, например, можно по физическим данным ребенка определить, добьется он успеха или нет. В шахматах это возможно только опытным путем. По статистике, из 10 учеников через год остаются шесть. Бывает, что ребенок, придя впервые в «Меридиан», с интересом заглядывает к нам. Родители отмахиваются: «Какие шахматы, он же не может и пяти минут на месте усидеть». Но на пробном занятии с удивлением видят своего ребенка заинтересованным, собранным и внимательным.

Шахматы развивают память, логику, внимание, усидчивость. Эта игра воспитывает волю (взялся — ходи), чувство ответственности (прежде, чем что-то сделать, подумай), развивает творческое начало: игрок может наделять фигуры невероятными свойствами — например, сделать пешку сильнее ферзя. И все это в рамках 64 клеток и консервативных, жестких правил! При помощи деревянных фигурок каждый может превратиться в художника, воина, расчетливого бизнесмена, инженера. Надеюсь, шахматы будут с моими учениками всю жизнь.

Играть в шахматы меня научил дядя в шесть лет. В семь я начал заниматься в спортивной школе олимпийского резерва № 54. Учился во Дворце пионеров в Сумском проезде (сейчас — центр внешкольной работы «На Сумском». — Прим. mos.ru), Дворце пионеров имени Н.К. Крупской (Дворец творчества детей и молодежи «На Стопани». — Прим. mos.ru), участвовал в различных турнирах. Первый мой серьезный турнир состоялся в 1995 году — это был Кубок России «Мемориал Алехина» в Центральном шахматном клубе Москвы.

Заниматься с детьми я стал совершенно случайно. По образованию я юрист, 10 лет проработал в органах внутренних дел. Потом занимался недвижимостью. Когда друг предложил мне попробовать стать детским тренером по шахматам, поначалу сомневался, но в 2011 году все же решил сменить сферу деятельности. Сначала у меня занимались семь человек, но к 2014 году я набрал уже восемь групп — в них обучались 120 детей. Сейчас в нашей студии занимаются дети в возрасте от пяти до 16 лет. В 2018 году меня пригласили в школу олимпийского резерва № 23 для создания шахматного факультета. Окончил курсы в Московском учебно-спортивном центре Департамента спорта и туризма города Москвы и получил диплом тренера в профессиональной подготовке управления тренировочной и образовательной деятельностью спортсменов.

Гимнастика для мозга

По авторским методикам с использованием стихов, стеклянных шариков, собственноручно изготовленных пособий преподает детям шахматы в студии библиотеки № 121 Юго-Восточного округа Станислава Катаевская. На выбор профессии повлияли ее родители — известные педагоги Ричард и Наталья Соколовы, — которые организовывали детские клубы с бесплатными кружками. За плечами Станиславы педагогический колледж № 9 «Арбат», Московский государственный открытый педагогический университет имени М.А. Шолохова, оконченный с красным дипломом, шахматные курсы в Российском университете физической культуры, спорта, молодежи и туризма, а также четырехлетняя программа в институте повышения квалификации. Сейчас Станислава в декретном отпуске, но в скором времени планирует вернуться на работу и с нетерпением ждет встречи с учениками.

— Шахматы я преподаю с 2005 года. Чтобы заинтересовать малышей, я начала придумывать творческие пособия. Уже через месяц мои занятия снимали на видео для обучения других педагогов, а меня начали приглашать работать в детские сады, школы и центры. Когда я сама была ребенком, меня учил играть в шахматы тренер-разрядник, но ничего не получилось, игра показалась мне очень скучной. Сейчас я понимаю, что дело было в неправильной методике.

Главное отличие моей методики — применение наглядных игровых пособий, которые я создаю своими руками. У меня занимаются дети с четырех-пяти лет. Занятия начинаются со знакомства с шахматными фигурами. На изучение одной фигуры уходит примерно четыре урока. Мои дети запоминают, как ходят фигуры, с помощью стихов. К примеру, есть такое стихотворение: «Выводим центральные пешки, // К центру выводим коня, // Слона мы ведем на границу // И в домик ведем короля». А когда ребята делают рокировку, они говорят волшебные слова: «Король через лужу, а ладья в лужу».

Помогает добиться результатов система учета сыгранных дома партий. Если ребята дома сыграют 50 шахматных партий, они получают награду — стеклянный шарик. У меня осталось воспоминание из детства: однажды кто-то нашел в песочнице стеклянный шарик, и он мне показался настоящим сокровищем.

Все мои ученики полюбили шахматы, а некоторые добились отличных результатов, поступили в шахматную школу олимпийского резерва в Перове. Среди них есть победители турнира «Белая ладья», шахматного фестиваля Chess Star, соревнований-турнира по шахматам «ШахМат», шахматного турнира Образовательного центра имени С.Н. Олехника, международного творческого конкурса для детей младшего школьного возраста и многих других соревнований.

Шахматы дают возможность ребенку самореализоваться, интеллектуально развивают, учат логически мыслить. Это настоящая гимнастика для мозга. Развивается внимание: шахматист должен все время следить, чтобы его фигура была под защитой. Отличная память нужна, чтобы запомнить, как ходят фигуры. Воображение помогает выбрать несколько вариантов ведения партии. Усидчивость нужна, чтобы напряженно думать в течение нескольких часов.

Я считаю, что всех детей необходимо познакомить с этой игрой. Бывает, родители приводят малыша и неожиданно для них он начинает добиваться удивительных успехов. Нередко родители тоже начинают играть в шахматы, и это еще больше сближает их с детьми.