об итогах съезда Коммунистической партии Китая
«К Мао — тем более к культу личности вообще — в Китае сегодня относятся далеко не столь критично, как в СССР в годы оттепели. Проходят десятилетия, всё меняется. Хотя сам Си Цзиньпин был в 1969 году отправлен на трудовое перевоспитание в деревню, где в течение семи лет сносил голод, холод, укусы паразитов и глухое одиночество. Мог бы не простить этого культу личности, однако вышло наоборот: в итоге перевоспитания стал не либералом-антикоммунистом, а совсем напротив — «краснее красного». И в итоге мы увидели триумф культа на XX съезде».
Завершивший свою работу 22 октября XX съезд КПК может быть назван «съездом победителя», под которым следует разуметь председателя КНР Си Цзиньпина.
В ходе съезда были сняты с постов четыре высокопоставленных мандарина, в которых видели руководителей верхушечной оппозиции председателю Си, причём оппозиции западнического толка. «Зачем-де нам ссориться с Америкой, когда ещё недавно мы так с нею ладили».
Самого председателя хвалили в превосходных выражениях. «Китай добился исторических достижений и стал свидетелем исторических изменений в деле партии и государства; эти успехи были достигнуты благодаря твёрдому руководству ЦК КПК с Си Цзиньпином в качестве его ядра и научно обоснованному руководству идей Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой новой эпохи». «Необходимо осознаннее отстаивать статус Си Цзиньпина как ядра ЦК КПК и партии в целом, осознаннее защищать авторитет ЦК КПК и поддерживать его единое централизованное руководство». Товарищ Си Цзиньпин указал, что «вся партия и весь многонациональный народ страны должны под знаменем партии сплотиться, как прочная сталь, и сосредоточить все мысли и силы, чтобы гигантский корабль великого возрождения китайской нации, рассекая волны, уверенно шел на всех парусах в дальнее плавание». «Доклад XX съезду составлен, исходя из возрождения китайской нации и на фоне небывалых за последние 100 лет перемен в мире. Делегаты единодушно заявили об одобрении этого доклада». И т. д. и т. п.
Великим кормчим Си, правда, пока не называли, но какие наши годы? Ещё назовут.
И это не мелочь — или такая мелочь, которая может приобрести решающее значение. Но важнее всего другое. Правовой обычай, согласно которому верховная должность в КНР занимается на десять лет, после чего консенсусом элит назначается новый богдыхан (и тоже на декаду), приказал долго жить. Этот обычай сработал с Цзян Цзэминем (1993—2003) и Ху Цзиньтао (2003—2013), ну и всё. Председатель Си преодолел десятилетний барьер и уверенно пошёл на новый пятилетний срок.
А ведь нам рассказывали, что в Китае, несмотря на всю специфику политического механизма, мандарины признают необходимость регулярной ротации. Выяснилось, что признавали, а теперь перестали признавать.
В этом смысле исторический XX съезд КПК является зеркальной инверсией исторического XX съезда КПСС. В далёком 1956 году съезд КПСС принял постановление о культе личности и его последствиях, являвшееся отвержением вождизма и утверждавшее необходимость коллективного руководства. Конечно, всё оказалось не так гладко. Вслед за осуждением культа личности Сталина тут же стал возникать культик личности Хрущёва, но, во всяком случае, постановление 1956 года никто не отменял — его просто предали благоумолчанию. Хотя коллективное руководство при Брежневе — очевидный факт. Что-то от духа XX съезда КПСС осталось.
Тогда как XX съезд КПК являет собой полную ревизию (на наши деньги, вообще говоря), «восстановления ленинских норм партийной и государственной жизни», наступившего после смерти председателя Мао, и учреждение (пусть пока осторожное) культа председателя Си. Колесо истории — оно такое.
Разница между двумя историческими съездами объясняется тем, что XX съезд КПСС происходил всего через три года после смерти Сталина. Послевкусие — и, мягко говоря, не всегда приятное — от его тридцатилетнего правления было довольно велико. Именно поэтому «восстановление ленинских норм» прошло на ура, чему многие нынешние мыслители весьма удивляются. Кстати, в 1979 году, через три года после смерти Мао, когда в Китае шла схватка диадохов, восстановление культа личности тоже было бы не всеми понято.
Иное дело сейчас, когда со дня смерти Мао прошло почти полвека.
Тяжёлого послевкусия гораздо меньше, и к Мао — тем более к культу личности вообще — в Китае сегодня относятся далеко не столь критично, как в СССР в годы оттепели.
Проходят десятилетия, всё меняется. Хотя сам Си Цзиньпин был в 1969 году отправлен на трудовое перевоспитание в деревню, где в течение семи лет сносил голод, холод, укусы паразитов и глухое одиночество. Мог бы не простить этого культу личности, однако вышло наоборот: в итоге перевоспитания стал не либералом-антикоммунистом, а совсем напротив — «краснее красного».
И в итоге мы увидели триумф культа на XX съезде:
Сидит под балдахином
Китаец Си Цзиньпин
И молвит мандаринам:
«Я главный мандарин».
Да и то сказать: будь времена более благоприятными, может быть, учреждение культа Си прошло бы сложнее. Но когда американцы как с цепи сорвались, китайские товарищи рассудили, что сейчас не до ленинских начал:
Пусть в бурю и ненастье
Один стоит у власти.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.