Оппозиция обошла правящую партию на выборах в Тайване. Что означает победа Гоминьдан?
Оппозиционная партия Гоминьдан одержала убедительную победу на прошедших в субботу на Тайване выборах в органы власти на местах. Она завоевала 13 мандатов в 21 городе и уезде, в то время как кандидаты от правящей Демократической прогрессивной партии (ДПП) смогли взять всего 5.
Еще два места, свидетельствуют итоговые данные Центризбиркома, достались независимым кандидатам, одно - представителю Тайваньской народной партии (основана в 2019 году мэром Тайбэя Кэ Вэньчжэ).
Основная борьба разгорелась за голоса в шести специальных муниципалитетах - крупнейших городских образованиях, где проживает около 70% населения острова. Гоминьдановцы смогли получить там сразу четыре места, в том числе в Тайбэе (административный центр острова), а также в Синьбэе, Таоюане и Тайчжуне. Ставленники ДПП победили лишь в Тайнане и Гаосюне, расположенных на юге острова.
Глава тайваньской администрации Цай Инвэнь в субботу вечером покинула пост председателя правящей партии, возложив на себя ответственность за поражение.
Голосование в городе Цзяи было перенесено на 18 декабря из-за смерти одного из кандидатов. Однако и там, согласно всем прогнозам, победит представитель Гоминьдана.
Значение выборов
Хотя мэры городов не участвуют в определении приоритетов внешней политики Тайваня, нынешние выборы имеют большое значение для дальнейшего развития внутриполитической ситуации на острове. Они во многом предопределили дальнейший расклад сил в преддверии выборов нового главы администрации Тайваня в январе 2024 года. Голосование стало серьезным тестом для правящей партии, показав, что ее популярность падает.
Напротив, Гоминьдан, набирает шансы на то, чтобы вернуться к власти. Безусловно, это будет на руку Пекину и также способно снизить напряженность в отношениях между берегами Тайваньского пролива. Она усилилась после того, как тайбэйскую администрацию в 2016 году возглавила Цай Инвэнь, которая отказалась признавать основополагающий принцип "одного Китая". На основе этого принципа уже начинали выстраиваться отношения Пекина и Тайбэя при Гоминьдане, инициировавшем сближение торгово-экономических уз с КНР. Однако сейчас всякие двусторонние контакты заморожены, а риск военного конфликта возрос.
Причины поражения ДПП
Наблюдатели выделяют несколько причин успеха Гоминьдана на нынешних выборах. Во-первых, большинство кандидатов от партии баллотировались на второй срок, располагая опытом и политическими ресурсами. Между тем ДПП пришлось выставить на семь занимаемых ею мест новичков в связи с невозможностью переизбираться на третий срок.
Во-вторых, среди причин поражения ДПП, по мнению доцента кафедры политологии Университета Сучжоу в Тайбэе Чэн Фанъюя, стал фактор пандемии. "Вспышки ковида за последние три года нанесли ущерб правящим партиям во всем мире, и Тайвань не стал исключением", - пояснил он. Очевидно, что ДПП испытала на себе раздражение людей, связанное с длительными коронавирусными ограничениями и вызванным ими ухудшением экономической ситуации, особенно в секторе услуг.
Кроме того, многие избиратели недовольны политикой правящей партии, поскольку она привела к резкому обострению отношений с материковым Китаем и усилила угрозу военного конфликта в регионе. Напряженность возросла после того, как власти острова согласились принять 2-3 августа с визитом в Тайбэе спикера Палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси. Вслед за этим Народно-освободительная армия Китая (НОАК) начала масштабные военные учения в регионе и теперь проводит их регулярно. Только за последние сутки оборонное ведомство Тайваня зафиксировало в прилегающем к острову регионе четыре корабля ВМС НОАК и восемь самолетов, включая два стратегических бомбардировщика H-6.
Крупнейший китайский остров Тайвань управляется собственной администрацией с 1949 года, но в Пекине его по-прежнему считают неотъемлемой частью единой страны и добиваются конечного воссоединения.
Еще одним фактором, повлиявшим на голосование, как отметил один из экспертов в радиопередаче, стало стремление избирателей не допустить наличия монолитного правительства, а за счет системы сдержек и противовесов создать некий рычаг давления местных органов власти на центральное правительство Тайваня.
Вместе с тем, несмотря на результаты голосования, ситуация с раскладом сил к "президентским" выборам в 2024 году еще может и поменяться под влиянием целого ряда факторов. Очевидно, что на внутриполитической арене предстоит серьезная борьба и у обеих партий еще остается пространство для маневров в попытке переманить избирателей.
Александр Зюзин